16 декабря 2010 г.

Новости / Выступление в программе «Слово Губернатору» на тему «День Конституции»


12 декабря мы отмечаем важную государственную дату – День принятия Конституции. Семнадцать лет назад, в 1993 году, граждане России проголосовали за Основной Закон нашей страны.

Возникает вопрос: что же такое Конституция, и какова ее роль в жизни общества? Давайте порассуждаем на эту тему. Представьте себе семью, которая собирается строить дом. Прежде чем возводить фундамент, стены и крышу, семья обсуждает проект будущего дома, в котором всем будет удобно жить.

Вот таким проектом для любого народа, создающего свою государственность, и является конституция, определяющая основные параметры его жизнедеятельности.

Конституция 1993-го года в истории России не первая. За двадцатый век мы сменили четыре Основных закона. И, кстати, «сталинская» конституция 1936 года считалась на тот момент современной и, вполне себе, демократичной. Но дело в том, что она не имела никакого отношения к реальной жизни, где господствовал произвол власть предержащих.

Современная российская конституция – документ прямого действия. На ее текс можно ссылаться, например, защищая свои интересы в суде. Но, прежде всего, всем нам надо научиться жить по конституции, следовать ее нормам в повседневной жизни.

Вспомним, в каких условиях принималась Конституция России 1993-го года. Это было смутное время. Распалось великое государство – Советский Союз. Страну раздирали противоречия практически по любому политическому вопросу. Противостояние между президентом и Верховным Советом – представительным органом того времени – вылилось в вооруженные столкновения в Москве в октябре 1993 года.

В стране возникали новые политические и экономические институты – многопартийность, частная собственность, новые структуры власти. В действовавший на тот момент еще советский Основной закон было внесено уже около трехсот поправок. И, тем не менее, его содержание все меньше соответствовало реальному положению дел.

Решение создать новую конституцию в этих условиях стало проявлением государственной мудрости политической элиты и народа. Разработка текста основного закона была непривычным для нашей истории примером компромисса. Текст конституции разрабатывало Конституционное совещание, в котором принимали участие разные политические силы.

По признанию многих профессионалов конституционного права, российская конституция ни в чем не уступает конституциям передовых стран. В ее тексте нашли отражение как самые современные положения конституционной науки, так и наиболее соответствующие нашему менталитету принципы организации государственной власти.

В частности, к моменту принятия Конституции практически все политические силы сошлись во мнении, что одна из основ успешного развития России – сильная президентская власть. Исторический опыт показывает, что Россия достигала величия, когда во главе был сильный руководитель – монарх, генеральный секретарь, президент. Поэтому сегодня нет сомнений, что эта форма наиболее приемлема для нашей страны. Более того, время показало, что четырехлетний срок работы главы государства в условиях нашей огромной страны недостаточен. Как и четырехлетний срок работы парламента. В конституцию внесены поправки, что является примером ее разумной коррекции, приведения в соответствии с жизнью.

Однако подготовка и утверждение текста конституции – это только первый этап. Сложнее воплотить в жизнь ее нормы, научиться жить в соответствии с ее принципами. Практика показывает, что любая конституция по-настоящему начинает работать через 10-15 лет, когда следовать ее нормам становится для граждан естественным и привычным.

Кроме того, в соответствии с конституционными принципами необходимо организовать всю политическую, экономическую и правовую жизнь в стране, а на это нужно время.

Вспомним, например, как мучительно находил приемлемые формы реализации в нашей стране принцип многопартийности, утвержденный конституцией. Вспомним партийную систему 90-х годов: множество маленьких партий, которые никого не представляют, зато растут как грибы после дождя и служат средством выражения политических амбиций отдельных людей.

За этим калейдоскопом амбиций терялась главный смысл существования партий – служить средством выражения интересов различных групп общества. Только в начале этого десятилетия принцип многопартийности начал реально воплощаться в жизнь. Был принят Закон о политических партиях, изменены принципы формирования Государственной думы и региональных парламентов, партийное большинство в региональном парламенте получило право предлагать кандидатуру Губернатора.

И этот процесс продолжается. В своем Послании на 2011 год Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев предложил усилить партийную активность на местном уровне и формировать представительные органы на местах по смешанному или пропорциональному принципу (то есть с участием в голосовании списков политических партий).

Кстати, само существование местного самоуправления как отдельного уровня управления государством, не входящего в систему органов государственной власти – тоже положение Конституции 1993 года. Такой подход позволяет создать наиболее близкую гражданам систему власти, основная задача которой – решение местных проблем.

Конституция также закрепила принцип федерализма. Строя свой государственный дом, мы понимали, что государство с такой разнообразной территорией, на которой проживает более 130 народностей, может быть только федеративным. В этом наша сила и слабость. Слабость в том, что федеративные отношения нужно постоянно настраивать, находить наиболее приемлемый в данный момент баланс интересов центра и регионов. Но многообразие – это, в то же время, и преимущество любой страны. Оно создает такой разнообразный политический, экономический и культурный опыт разных людей и народностей, который позволяет сообща находить решение любых проблем.

Конституция провозглашает Российскую Федерацию правовым демократическим государством. Президент справедливо говорит, что Россия – это молодая демократия, и нам еще предстоит пройти большой путь для ее развития.

Но не будем недооценивать собственный политический опыт. Если мы оглянемся назад, то увидим, как далеко мы ушли от советского прошлого, сколько разнообразных и причем работающих демократических политических институтов создано за это время. Кроме уже упомянутых многопартийности, федерализма, местного самоуправления это многоукладная экономика, новая судебная система, и многие другие позиции. Развивается гражданское общество. Только в нашей области более зарегистрировано 960 общественных объединений различной направленности!

Конституция также утверждает Россию как социальное государство. Поэтому даже в трудный экономический период мы стремимся сохранить социальную направленность нашей политики. В частности, расходы на социальную сферу в трехлетнем бюджете области на 2011-2013 годы составят 70 процентов всех расходов. Не смотря на то, что в целом финансовая ситуация в области будет очень тяжелой.

Пример социального подхода к проблемам нам продемонстрировал Президент в своем послании на 2011 год. Вопреки ожиданиям многих основная часть послания была посвящена не политическим и экономическим вопросам, а заботе о будущих поколениях. «Это самые надежные, умные и благородные инвестиции» – справедливо сказал Президент.

Первого сентября я обычно посещаю какую-нибудь школу области. И очень часто спрашиваю у старшеклассников, знают ли они конституцию? Ответы не блестящи, но знание конституции у молодых людей гораздо выше, чем у старшего поколения.

И это вселяет надежду, что принципы конституции все глубже будут входить в нашу жизнь, и наше государственное здание обретет устойчивый конституционный фундамент, а все негативные моменты нашей политической жизни – лишь временные явления.

С днем Конституции вас, дорогие вологжане!

blog comments powered by Disqus