29 сентября 2010 г.

Новости / Выступление в программе "Слово Губернатору" - о развитии туризма в Вологодской области

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

Недавно в городе Сочи прошел IX инвестиционный форум, в котором приняла участие и делегация Вологодской области. Мне была предоставлена возможность выступить на круглом столе, посвященном развитию туризма. Тема эта очень для нашего региона очень важная.

Мы привыкли, что металлургия, химическая промышленность, другие отрасли промышленности являются локомотивами нашего экономического развития и основными источниками доходов в областной бюджет. Однако развитие туризма может принести не только сопоставимые доходы в бюджеты, но и повысить личные доходы вологжан, работающих в сфере туризма.

А ведь одна из важных особенностей туристской отрасли – мультипликативный эффект. То есть развитая туристская инфраструктура дает работу для многих отраслей: и работникам общественного питания, и транспорта, и легкой промышленности и так далее.

По прогнозам Всемирной туристской организации при ООН Число туристов на планете ежегодно увеличивается на 4-6%, что выдвигает туризм на передовые рубежи мирового экономического развития. В мировой экономике сфера туризма занимает первое место по созданию рабочих мест.

Россия в туристском рейтинге, составленном международной организацией Всемирный экономический форум, стоит на 59 месте из 133 стран. А, например, Канада, тоже северная страна, в которой, к тому же, практически нет исторических памятников, заняла 5 место, опередив даже Испанию! При этом в 2009 году Канада приняла более 17 миллионов туристов, расходы которых превысили 70 миллиардов долларов. Это свидетельствует, что все разговоры о теплых морях и многочисленных исторических памятниках как обязательных элементах туристической страны не более, чем миф.

По оценке Всемирной туристической организации при ООН, уже при имеющейся инфраструктуре Россия может принимать до 40 миллионов туристов в год. Сейчас количество туристов не превышает 5 миллионов человек в год.

Только представьте: если количество туристов в России будет увеличено хотя бы до 40 миллионов человек в год, и каждый из приезжающих оставит здесь хотя бы 500 долларов, то это значит, что в экономику страны вольется 20 миллиардов долларов!

Но привлечение большого количества туристов возможно, только если в наших регионах будет развиваться «индустрия гостеприимства». Это и предприятия питания, и развлекательные услуги, и развитая транспортная инфраструктура.

Не все в создании такой индустрии по силам только региону. Так, для увеличения взлетно-посадочной полосы вологодского аэропорта на 2,5 километра требуется до 2,5 миллиардов рублей. То есть по миллиону за метр! Какой региональный бюджет осилит такие расходы?!

Другая проблема, которой необходимо заниматься на государственном уровне – это кадры. Для развития международного туризма нужны кадры международного уровня. Мы же не можем, например, обойтись своими силами в мировом футболе, и приглашаем за большие деньги иностранных тренеров для нашей сборной!

Почему бы что-либо подобное не сделать и для развития туристского сервиса? Иначе какие бы сверхсовременные отели мы ни строили, ситуация не поменяется, потому что их будут обслуживать кадры с квалификацией и психологией служащих бывших советских гостиниц.

Но мы можем и должны изменить свою психологию. К традиционному гостеприимству вологжан нужно добавить экономическую целесообразность. Способности извлекать доход из выгодного географического положения нашего региона.

Например, большим ресурсом для Вологодчины является сельский туризм. За трудовой год люди устают от городов, загазованности, шума. Они хотят природы и того очарования простой сельской жизни, которой так иногда не хватает в перенаселенном мегаполисе: баня, огород, деревенский дом, рыбалка…Этим летом приехавшие в нашу область туристы платили за такой «деревенский туризм» по 40 (сорок) тысяч рублей. И им даже не требовалось никаких удобств. Так что туристические возможности иногда, как говорится «лежат под ногами».

Кроме того, туристы хотят лично участвовать в забытых обрядах, попробовать экзотические для города промыслы: выпечь хлеб, постучать молотком в кузнице и тому подобное. В этом ключе многие районы нашей области развивают свои индивидуальные проекты: «Соль земли русской» (Тотемский и Бабушкинский районы); Устюжна – город кузнецов; Медовая Тарнога; Нюксеница – сокровищница народных традиций.

Не секрет, что многим на местах до сих пор кажется, что работник сферы туризма – это такая «обслуга», которая должна удовлетворять прихоти приезжих. Однако необходимо понять, что туристы – это, прежде всего, доходы и постоянные рабочие места.

И даже если турист уже не приедет к нам вновь, он расскажет другим о том, как провел отпуск на Вологодчине. Сегодня, посредством Интернета, сделать это можно очень просто. Может быть он расскажет о расположенном посреди Кубенского озера Спасо-Каменном монастыре, которому мы недавно отметили 750 лет. Расскажет о том, что буквально через 100 километров – во всей красе Ферапонтов монастырь, расписанный рукой иконописца Дионисия более 500 лет назад и по праву внесенный ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Расскажет о маленьком населенном пункте на территории Вологодской области – Сизьме. Там группой энтузиастов создан центр традиционной народной культуры, музей и часовня Ксении Петербуржской. Каждый год этот населенный пункт посещают около 50 тысяч туристов, чтобы убедиться и увидеть красоту и чудо. Смею вас заверить, в этом месте чудеса случаются даже с неверующими людьми!

И будет очень жаль, если одновременно с очевидными, данными нам природой и историей достоинствами, он расскажет и о созданных нами самими недостатках: нахамившей горничной, бездушном экскурсоводе, несвежей еде, плохих дорогах. Это те помехи в развитии туризма, которые мы в силах устранить сами.

В частности, строительство хорошей современной автодороги помогло Великому Устюгу превратиться в современный туристский центр. Такую дорогу мы осилили самостоятельно, без поддержки федерального центра.

Проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза» является примером не только успешной экономической стратегии. Это пример создания легенды, притягивающей людей.

За 12 лет существования проект поток туристов на «Родину Деда Мороза» увеличился в 68 раз! Малый бизнес стал строить гостиницы, кафе, магазины… Появились рабочие места.

Но главное – социальный эффект. Наш Дед Мороз уже давно перешагнул пределы России и, в частности, приезжал на Олимпиаду в Ванкувере, встречался в Страсбурге со своим французским «коллегой» Пэром Ноэлем и нашему Деду Морозу приходят письма от детей не только со всей России, но и из-за ее пределов.

В связи с этим еще один важный момент. Символом Олимпиады-80 был медвежонок. Все знают, что медведь символ России, мы раскручивали на весь мир свой национальный бренд, причем в виде добродушного Мишки, а не злого медведя.

Дед Мороз тоже добрый символ России. Ведь каждый Новый год Дед Мороз приносит детям подарки, приносит ощущение праздника и чуда. Будет огромной имиджевой победой России, если дети во всем мире будут считать, что настоящий Дед Мороз может быть только русским и жить в невообразимой сказочной таежной дали – Великом Устюге. А из этих детей вырастут потом взрослые, которые уже на уровне подсознания хорошо относятся к России.

Мы можем сделать символом Олимпиады в Сочи и дельфинчика, и кенгуренка, и совенка. Только эти символы забудут сразу же, на следующий день после окончания олимпиады. Россию эти символы никак не представляют и никак с ней не связаны. Лучше деда Мороза, если говорить о долговременном эффекте, ничего не придумаешь! Поэтому я вообще считаю, что из патриотических соображений все другие кандидаты на символ сочинской олимпиады должны взять самоотвод. Но это, конечно, мое личное мнение.

Кстати, на вотчине Деда Мороза побывал Владимир Владимирович Путин (еще в должности Президента) и отметил важность проекта, его роль не только в экономическом развитии, но и в социальном самосознании людей. А вот буквальные слова Президента Дмитрия Анатольевича Медведева. «Дед Мороз – это наш национальный бренд. Мне кажется, неплохо, что мы стали продвигать этот символ. И продвигать его по самым разным направлениям. Это – добрая, хорошая тема, объединяющая людей. К тому же она несет здоровье!» Лучше и не скажешь!

Между прочим, уважаемые вологжане, вы можете лично повлиять на выбор талисмана сочинской Олимпиады. С начала сентября этого года Организационный комитет «Сочи-2014» открыл всероссийский конкурс идей талисманов Олимпийский и Паралимпийских Игр в Сочи. Победитель будет выбран всенародным голосованием 7 февраля 2011 года, ровно за 3 года до Игр в Сочи.

Вспомним, как ранее все мы активно участвовали в конкурсе «Семь чудес России». Специалисты говорят, что, несмотря на то, что наши памятники не вошли в итоговую семерку, активное участие вологжан в конкурсе привело к увеличению известности нашего региона как туристского центра, как следствие, увеличению внутреннего туризма.

Уверен, что и сейчас вологжане проявят завидную активность в продвижении Деда Мороза как талисмана Олимпиады в Сочи. Будем вместе надеяться на победу!

До свидания, уважаемые радиослушатели!

До новых встреч!

blog comments powered by Disqus