13 сентября 2010 г.

Новости / Выступление в программе "Слово Губернатору" - об образовании

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

Сегодня мы вновь с вами вместе, после летних каникул. И мне хотелось бы поговорить с вами, дорогие радиослушатели, об образовании.

Наступила осень, и первого сентября, в День Знаний, тысячи школьников, учащихся и студентов нашей области сели за школьную парту, переступили порог училищ, вошли в студенческие аудитории.

В этом году День Знаний прошел в особой ситуации. Во-первых, этот праздник знаний отмечался в год учителя, и весь год власть и общество уделяли повышенное внимание проблемам образования.

Во-вторых, уже четвертый год в нашей стране реализуется приоритетный национальный проект образование. В этом году мы оценивали его промежуточные итоги. Обсуждали перспективы, которые обозначены Президентом его инициативой с кратким, но емким наименованием – «Наша новая школа». В этом году началась реализация этой инициативы.

В-третьих, накануне Дня Знаний, 31 августа в Москве прошло юбилейное заседание Государственного Совета, которое было посвящено также вопросам образования.Обсуждалось состояние и развитие профессионального образования у нас в стране. Подготовка заседания Госсовета, обсуждение проблем образования как на самом заседании, так и в кулуарах позволило еще раз оценить направления модернизации профессионального образования.

На основе озвученных на Государственном Совете предложений будут выработаны основные меры по развитию профобразования. Регионы вместе с объединениями работодателей должны будут разработать собственные комплексные программы развития профессионального образования, направленные на достижение стратегических целей инновационного развития нашей экономики.

Должен сказать, что в нашем регионе внимание к проблемам начального и среднего профессионального образования никогда не ослабевало. Мы исходим того, что подготовка кадров должна отвечать потребностям регионального рынка труда, при этом быть гибкой, мобильной, чтобы своевременно отвечать на его запросы.

За счет средств государственной поддержки в нашем регионе в основном создана система учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

При этом у нас есть примеры современных учебных заведений профессионального образования, которые предоставляют образовательные услуги на самом высоком уровне. Это Вологодский колледж связи и информационных технологий, профессиональное училище № 29, Тотемский политехнический колледж, Череповецкий индустриальный колледж имени академик Бардина.

Сегодня мы часто слышим слово оптимизация. Что это такое? Вот что говорит большой энциклопедический словарь: «это приведение системы в наилучшее состояние». Эти процессы сейчас происходят в стране во всех отраслях народного хозяйства.

Безусловно, процессы оптимизации должны проходить и в рамках системы профессионального образования. Сегодня мы видим, что оптимизацию понимаю только как сокращение кадров. Нет, это целая система мер направленных на получение лучших результатов при подготовке кадров. Сужая проблему до сокращения кадров, чиновники выхолащивает суть задачи. При этом создают проблемы на ровном месте. Вызывая справедливое недовольство людей.

Каждый проблемный случай в системе профессионального образования должен рассматриваться индивидуально. В частности, обсуждая этим летом в Правительстве вопросы оптимизации профессионального образования, мы приняли решение сохранить Кадниковский сельскохозяйственный колледж. Однако в ближайший год эффективность деятельности этого образовательного учреждения должна возрасти. Коллектив колледжа должен разработать и представить программу развития учреждения, определить новые формы и методы работы с учащимися.

В недавнем номере одного известного экономического журнала прочитал статью, в которой автор утверждал, что причиной технологического отставания СССР был запаздывающий переход от «экономики угля и стали» к «экономике нефти». «Расплатой за это стало исчезновение СССР с карты мира» – пишет автор. Вот так, ни больше не меньше. Доля истины в этом конечно есть, хотя не будем забывать, что достижения Советского Союза во многих областях науки и техники, и, в частности, в таких высокотехнологичных областях как космос, атомная энергетика, неоспоримы.

Но верно и то, что в современном мире страны, отстающие в развитии новых технологий, оказываются на обочине истории. И ставят под реальную угрозу свою безопасность и целостность. «Экономику нефти» наша страна построила. Да так, что зависимость от нефтяной иглы превратилась в угрозу нашему будущему.

Между тем передовые страны мира уже перешли на следующую ступень экономического развития. Они развивают инновационную экономику, экономику, основанную на знаниях. А для этой экономики нужны новые профессиональные кадры, не только обладающие необходимым набором современных знаний, но и умением, а главное желанием постоянно совершенствоваться, стремлением искать и применять новые знания.

Такая мотивация к получению знаний, прежде всего, закладывается в школе. Вот почему Президент уделяет такое внимание школьному образованию, вот почему президентская инициатива называется «Наша НОВАЯ школа».

За время реализации национального проекта в нашем регионе в профессиональных конкурсах приняли участие более тысячи учителей и более 270 школ! И основным критерием оценки участников является поиск новых подходов в повышении качества образования. Это то, что называется модным теперь словом «инновация». Фактически почти каждая вторая школа сегодня может называться школой участвующей в инновационной практике.

Качество образования во многом зависит от качества работы учителей. Мы понимаем, что большую роль здесь играет повышение оплаты труда педагогов. Мы выделили дополнительные средства на создание стимулирующего фонда оплаты труда учителей. Средний размер стимулирующей оплаты труда в школах области приблизился к 22%. Почему же не 30%, как было обещано? Потому что в некоторых школах по-прежнему излишняя численность обслуживающего и вспомогательного персонала. Что приводит к заимствованию фонда оплаты труда для выплат этим работникам.

О необоснованных бюджетных расходах шла речь и на недавнем заседании Правительства России. По данным Министерства регионального развития по всей стране в сфере образования неэффективно было израсходовано 142 миллиарда рублей! В нашей области такие неэффективные расходы тоже имеются! А ведь это деньги, которые мы могли бы потратить на повышение качества обучения, стимулирование педагогов, повышение оснащенности школ.

Безусловно, такая ситуация делает для нас по-прежнему актуальной задачу оптимизации отрасли. И не надо думать, что когда мы говорим об оптимизации, речь идет только о сокращении малокомплектных сельских школ. Это не так! Смысл реформ вовсе не в закрытии школ и экономии денег! Мы должны обеспечить каждому ученику равноценное, качественное обучение по современным образовательным стандартам. Сельские школьники по уровню образования ничем не должны отличаться от самых «продвинутых» городских детей. Когда родителей, которые были против закрытия малокомплектных школ, мы привезли в новую цифровую школу в Устье, они в один голос заявили: если наши дети буду учиться в таких условиях, старые школы нужно закрыть сегодня же!

Поэтому речь идет о создании в районах области сети базовых общеобразовательных школ и школьных округов, которые должны обеспечить высокий общеобразовательный уровень.

В нынешнем учебном году в районах области действуют 57 муниципальных базовых общеобразовательных школ. Безусловными плюсами обучения в таких школах являются новая техника, использование Интернет-технологий в обучении, теплые, пожаробезопасные здания, возможность для педагогов регулярно повышать свою квалификацию. В рамках областной программы оптимизации образовательных учреждений ремонтируются пришкольные интернаты, реконструируются автомобильные дороги для новых школьных маршрутов, закупаются новые автобусы. Кроме того, Правительством области утвержден список малокомплектных школ, которые будут закрыты, только если в них не останется детей совсем. Эти школы находятся в особых условиях, например – в дальних деревнях, подвоз школьников из которых невозможен.

Основные направления работы по модернизации образования в нашей области соответствуют положениям президентской инициативы «Наша новая школа».

Это переход на федеральный государственный образовательный стандарт. Что такое стандарт? Это перечень требований, которым должно отвечать образование ученика. Иными словами это тот минимальный объем знаний, который должен получить ученик по тому или иному предмету.

С 1 ноября 2010 года начнется внедрение государственного образовательного стандарта на базе шести государственных образовательных учреждений в Вологде, Череповце и в районах. Здесь уже в этом учебном году придется учиться по новым образовательным стандартам. Новые требования к условиям осуществления образовательного процесса, являющиеся частью новых стандартов, вызвали необходимость существенно обновить фонды школьных библиотек. На данные цели в 2010 году из областного бюджета выделены средства в объеме более 201 миллиона рублей.

Это развитие системы поддержки талантливых детей. В частности, мы разрабатываем меры по развитию Вологодского многопрофильного лицея. Мы планируем передать этому учреждению комплекс зданий и, в частности, здания для создания интерната. Чтобы собрать здесь талантливых детей со всей области и дать им самый высокий уровень обучения. В рамках этого направления предполагается также развитие школьных олимпиад, других интеллектуальных и творческих соревнований, способствующих выявлению талантливых детей.

Следующим важным элементом появления новой школы является совершенствование школьной сети. В этом году выполнена работа по комплексному ремонту школ во многих районах: Верховажском, Харовском, Грязовецком, Бабушкинском, Вожегодском и так далее. С 1 сентября введены в эксплуатацию и две новые школы – в деревне Осиново Никольского района и деревне Кудринская Вожбальского поселения Тотемского района. В целом на подготовку учреждений образования к новому учебному году мы выделили средства в объеме почти восемьсот с половиной миллионов рублей. На комплексную программную безопасность выделено 60 миллионов рублей, что позволило нам обеспечить 100% школ автоматической пожарной сигнализацией.

Мы продолжаем реализацию нашего областного проекта «Цифровая школа 21 века». В настоящее время в 6 школах обучается почти 5 тысяч детей. В текущем году список цифровых школ пополнился еще четырьмя школами: в Бабушкинском, Вожегодском, Грязовецком и Харовском районах. Это позволяет создать современные условия обучения еще дополнительно 2000 детей, проживающих в районных центрах. Эту работу будем продолжать и в 2011 году. Мы будем также внедрять дистанционные образовательные технологии.

Мероприятия в рамках «Нашей новой школы» направлены также на сохранение и укрепление здоровья школьников. В общеобразовательных учреждениях создаются условия для ежедневной двигательной активности детей. Ведется целенаправленная работа по улучшению количества и качества занятий физкультурой в школах. В 121 образовательном учреждении в течении этого учебного года были введены от 1 до 3 дополнительных часов физической культуры.

Одним из ключевых направлений инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала. В Год Учителя мы практически в три раза увеличили объем средств для проведения конкурсов педагогов школ области. Чтобы привлечь на работу в школы выпускников педагогических вузов мы инициировали мероприятия по субсидированию ипотечных кредитов на жилищное строительство. Мы приняли закон о единовременных выплатах педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности подъемных средств в объеме 100 тысяч рублей. Мы утвердили нагрудный знак за заслуги в развитии образования Вологодской области. И рассчитываем, что уже осенью этого года лучшие учителя будут отмечены этим знаком.

Уважаемые радиослушатели!

Все мы были когда-то школьниками, всем нам знакомо то трепетное чувство, с которым впервые переступаешь школьный порог.

Годы учебы – в школе, училище, техникуме, вузе – это самый счастливый, но и самый ответственный период жизни. Это время становления личности, формирования взглядов и представлений об окружающем мире. Жизненный путь каждого из нас во многом определяется школьными годами, любимыми учителями, верными друзьями, которых мы обретаем в детстве и юности на всю жизнь.

Главная роль в становлении настоящих граждан своей страны принадлежит учителям. И этот день – еще одна возможность высказать нашим наставникам слова благодарности за их тяжелый, самоотверженный труд.

Желаю преподавателям - талантливых и благодарных учеников, учащимся - хороших отметок и глубоких знаний, а родителям - оправдания тех надежд, которые они возлагают на своих детей.

До свидания, уважаемые радиослушатели!

До новых встреч!

blog comments powered by Disqus