20 сентября 2013 г.

Новости / Лесному хозяйству грозит остаточное финансирование по двойному тарифу

Экспертный совет по вопросам лесного комплекса при комитете Госдумы по промышленности был создан для проведения экспертизы нового законодательства, имеющего отношение к лесному комплексу. Но 18 сентября членам экспертного совета, кажется, было не до нормативно-правовых нюансов. «Ситуация в лесной отрасли по-прежнему остается смутной, никакой ясности нет в том, что будет с отраслью. Мы не можем ждать, пока отрасль станет приоритетной», – задал общий тон разговору председатель совета, депутат Госдумы Вячеслав Позгалев.

Лесу уготовано бездорожье

Центральной темой обсуждения, которое получилось довольно эмоциональным, стала нашумевшая единая субвенция. Заместитель председателя экспертного совета Виктор Грачев напомнил, что в августе нынешнего года российское правительство приняло распоряжение о единой субвенции, в состав которой попали и средства, выделяемые регионам на осуществление «лесных» полномочий.

– Распоряжение принято скоропалительно и непродуманно. Я считаю, что оно противоречит решениям Президиума Госсовета, который состоялся в апреле в Улан-Удэ, – сказал Виктор Грачев.

Он убежден, что выделяемые на лесное хозяйство средства, попав в «единый котел», будут перераспределены на иные цели, не имеющие никакого отношения к охране, воспроизводству и защите российских лесов. По прогнозам Грачева, подобное решение может привести к катастрофе, сравнимой по масштабам с пожарами 2010 года.

– Совокупный государственный долг 63 субъектов Российской Федерации превысил 1,3 триллиона рублей. При бюджете России в 12 триллионов рублей можно представить масштаб долговых обязательств. Понятно, что регионам не хватает средств даже на исполнение своих социальных обязательств, – продолжил тему Вячеслав Позгалёв.

У него тоже нет сомнений в том, что в условиях единой субвенции лесное хозяйство недосчитается серьезных сумм.

Депутат Госдумы вспомнил историю дорожного фонда. По инициативе министра финансов Алексея Кудрина, в 2000 году дорожный фонд, средства которого можно было направлять исключительно на дорожное хозяйство, был упразднен. В результате предназначенные на дороги деньги благополучно растратили на другие направления. В сфере дорожного хозяйства было уволено 300 тысяч человек, а на машинах раздраженных россиян все чаще стала появляться надпись: «Какая власть, такие и дороги». Позгалев считает, что с единой субвенцией лесную отрасль ждет столь же безрадостная перспектива.


Центральная тема совещания - единая субвенция и квоты на экспорт "кругляка"

В единый «денежный котел» попала примерно половина всех переданных с федерального уровня на региональный полномочий. Виктор Грачев обратил внимание на то, что «лесная» субвенция в единой занимает порядка 70%. Очевидно, что соблазн перераспределить «лесные» деньги будет весьма велик. В сущности, делить-то больше нечего.

– Лесную субвенцию направят на затыкание дыр, – даже не пытаясь скрыть эмоции, говорил Позгалёв.

Не бывает так плохо, чтобы не было еще хуже?

Представитель группы «Мется» в России Алексей Корниенко вспомнил еще одну крайне неприятную для лесников тему. В сентябре на сайте Минфина РФ был размещен доклад экспертов, содержащий рекомендацию по ликвидации 11 федеральных агентств, среди которых значится и Рослесхоз. По мнению Корниенко, если сопоставить эти два факта – единую субвенцию и рекомендации по упразднению ряда федеральных агентств, то возникает серьезное опасение относительно будущего отрасли, которая может вновь оказаться задвинутой на периферию государственных интересов.

Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Юрий Шуваев заметил, что вопрос консолидации субвенций не является новым и еще в начале года было известно о подготовительной работе по формированию единой субвенции. Юрий Шуваев считает, что если были бы консолидированы все без исключения субвенции, то с логикой правительства можно было бы согласиться. Конечно, при условии создания федерального контроля за использованием средств. Существующий вариант формирования единой субвенции вызывает у Шуваева подозрение, что истинной целью Минфина является «избежать ответственности за распределение и целевое использование государственных бюджетных средств».

Юрий Шуваев убежден, что единая субвенция «развязывает руки» для коррупции.

– Мы не увидим, куда ушли деньги, предназначенные для ведения лесного хозяйства. Из общего котла разворовать легче, – считает он.

Юрий Шуваев напомнил простую истину: кто финансирует, тот и управляет. Он прогнозирует, что вместе с деньгами пропадет и управляемость отраслью.

Пикантную подробность сообщил генеральный директор Государственного научного центра лесопромышленного комплекса Владимир Кондратюк. По его словам, о включении «лесной» субвенции в единую зашел разговор на недавно состоявшемся заседании Совета по развитию лесного комплекса при российском правительстве.

– Эта информация вызвала некий шок председателя совета, что прошло такое решение. И все члены совета были удивлены, что случилось такое решение. Там тоже прозвучало, что нужно этот вопрос пересматривать, – поведал он.

– Лесное хозяйство всегда находилось на остаточном финансировании. Теперь мы попадаем в новую ситуацию. У нас теперь двойное остаточное финансирование, – подвел итоговую черту заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета, профессор Владимир Петров.

По его мнению, сначала на лес выделят то, что останется от дележа на федеральном уровне, а потом эти остатки поделят на уровне регионов. В общем, лесное хозяйство грозит оказаться на «голодном пайке».

В зале заседаний не нашлось человека, кто бы обнаружил в переходе на единую субвенцию хоть какой-то плюс для лесного комплекса. Экспертный совет был единодушен: решение о включении лесной субвенции в единую необходимо срочно отменять. В противном случае лесные территории окажутся под серьезным ударом. Экспертный совет обратился к председателю правительства России Дмитрию Медведеву с просьбой исключить из единой субвенции средства, выделяемые на ведение лесного хозяйства.

Идеально для бизнеса, болезненно для бюджета

Если единая субвенция не вызвала никаких разногласий у присутствующих на заседании экспертного совета, то обсуждение вопроса о системе распределения тарифных квот на лесоматериалы обернулось острой дискуссией. Если не углубляться в нюансы нормативно-правового характера, то главный камень преткновения – ежегодно публикуемые на сайте Минпромторга РФ списки арендаторов, не имеющих задолженности по лесным платежам. Установленный российским правительством порядок предусматривает, что право экспортировать круглые лесоматериалы за рубеж имеют только те компании, у кого нет долгов по лесным платежам и кто, соответственно, попал в официальные списки добросовестных лесопользователей. Предполагалось, что такой порядок повысит финансовую дисциплину предприятий и заставит гасить долги перед бюджетом.

Трудности возникли уже в процессе реализации постановления правительства. Дело в том, что списки обновляются лишь раз в год, что закрывало путь к внешнеэкономической деятельности предприятиям, которые расплатились с долгами с опозданием, и новым предприятиям, которые просто не успели вовремя заявить о себе. Рослесхоз, владеющий базой данных по предприятиям-неплательщикам, не раз публично выражал готовность предоставлять данные по предприятиям хоть каждый месяц, что, безусловно, сняло бы напряженность в отношениях между бизнесом и государством.

Однако эта инициатива не вызвала восторга у Минпромторга. Директор департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ Акоп Мхитарян озвучил позицию министерства, которая заключается в том, что списки арендаторов вообще следует отменить. Представители бизнеса, для которых предложение Минпромторга означает возможность не платить за аренду, но при этом беспрепятственно гнать круглый лес за рубеж, естественно, были двумя руками «за».

– Тем проектом, который размещен на сайте Минпромторга, мы довольны полностью. Он идеальный, он правильный, лучшего и желать нельзя, – оценил документ генеральный директор ООО «Мется Форест Подпорожье» Вячеслав Канатов.

В Министерстве природных ресурсов и экологии РФ не разделяют столь восторженных оценок. Минприроды отказалось согласовывать предложенный коллегами из Минпромторга проект документа. Начальник управления лесного реестра Рослесхоза Олег Солонцов напомнил, что формирование списков добросовестных арендаторов влияет на наполняемость бюджета и является действенным механизмом борьбы с неплательщиками.

– Если убрать списки, то какие в таком случае у государства остаются критерии для распределения квот? – поинтересовался профессор Владимир Петров. Внятного ответа он так и не услышал.

На экспертном совете не стали, во всяком случае, публично, поддерживать скользкую инициативу Минпромторга. Впрочем, как и отклонять. Последнее слово в любом случае остается за российским правительством, которому придется оценить все последствия принятого решения.

Антонина КРАМСКИХ

Источник: http://lesvesti.ru/news/power/5956/

blog comments powered by Disqus