14 мая 2013 г.

Новости / Вячеслав Позгалёв «Пора собирать камни».

- Вячеслав Евгеньевич, Вы были губернатором Вологодской области почти 16 лет, а перед этим – 5 лет мэром Череповца. Всем известна Ваша активная культурная позиция, Вы много сделали для культуры области. Какой из нынешнего кресла депутата Государственной думы видится культурная жизнь Вологды?

- Начну с известной фразы: большое видится на расстоянии и когда я работал мэром, губернатором, то занимался практической поддержкой культуры, поэтому не подводил итоги, а больше думал о том, что предстоит сделать. Сейчас же могу позволить себе посмотреть на все с другого ракурса.

Да, Вологда не случайно названа культурной столицей Русского Севера. Кстати, эти слова произнесли первыми не вологжане. Первым так сказал Владимир Спиваков, когда приезжал к нам на гастроли. Затем их повторили министры культуры Александр Соколов и Михаил Швыдкой, Юрий Башмет и ряд других известных людей.

Я думаю, что сказано это не из вежливости. Почему? Вологодская область стала местом, где была активная фестивальная жизнь: музыкальный Гаврилинский фестиваль, театральный - «Голоса истории», «Лето в Кремле», разнообразные всероссийские выставки.

Вологда стала первым регионом в России, где был принят закон о центрах традиционной народной культуры и согласно этому закону в каждом районе (а их в области – 28) они сегодня есть и объединяют вокруг себя народные промыслы, фольклорные ансамбли, краеведов, этнографов. И мы этим гордимся. Нет такой программы – ни федеральной, ни столичной.

- Можно ли утверждать, что отношения Москвы и регионов начинают меняться? Можно ли говорить о неком новом периоде отношений и их качестве?

- Да, пожалуй. Был период, когда Москва забирала из регионов все самое ценное, что у них было, пополняла свои музеи. Так, из церкви Ризоположения Богородицы Кирилло-Белозерского монастыря в 1950-е годы изъяли всю коллекцию икон, сославшись на то, что здесь нет условий для их хранения. Эти иконы украшали музей Рублева в Москве, и долгое время находились там. Но мы создали «необходимые условия» для их хранения и Москва вернула коллекцию икон.

Очень много проектов, которые осуществляются совместно с Москвой, начиная с реставрации. Но есть Москва как город и Москва как столица Российского государства. Столица, Правительство России выделяли определенные средства на фестивали, реставрацию. Так, Музей кружева создавался в Вологодской области на паритетных началах с Министерством культуры. Министерство культуры помогло закупить самое современное музейное оборудование, а реставрацию музейного здания приводили в порядок мы за свой счет.

Всем известен и наш общий экзотический проект - обустройство Вотчины Деда Мороза. И тут я хочу подчеркнуть роль Москвы, как города в поддержании нашего сказочного великоустюгского проекта, который не давал ей никаких дивидендов, но отражал гуманистические намерения.

А совсем недавно в Москве состоялась постановка спектакля по пьесе вологодского автора Александра Брызгалова из Сокола: его пьесу «Морокъ» поставил драматический Театр на Перовской.

Поэтому я бы этот период охарактеризовал опять-таки известным выражением: «Пришло время собирать камни». Когда-то Москва жила за счет регионов, сейчас она щедро делится с регионами теми сокровищами, которые были совместно накоплены, а теперь совместно развиваются.

- Вы говорили в основном о том, что уже укрепилось на Вологодской земле. А есть ли планы перспективные? Как Вы видите «отдавание долгов» столицей провинции?

- Хотелось отметить еще одно направление, которое, думаю, будет нас связывать в будущем, это – создание в Вологде регионального отделения Всемирного русского народного собора, главой которого является патриарх.

Речь идет о серьезной общественной и интеллектуальной работе, о создании культурно-просветительского инновационного центра. Региональное отделение, как и само ВРНС, - это не церковная структура, а светская. И задачи ее светские – делать все, что способствует развитию традиций русского народа в бытовой культуре, в языке, в искусстве, в формировании такого интеллектуального пространства, в котором молодежи захочется узнать свое, носить свое, думать о родном и гордиться своим. Хочется, чтобы наши молодые говорили: «Модно быть русским! Модно быть грамотным!».

Увы, если в масштабах страны мы говорили об «утечке мозгов» за границу, то у нас – это утечка молодежи в столицы, в Москву и Санкт-Петербург. Все упирается в необходимость создать такие условия, чтобы город не казался затхлым, скучным, где нет интересной работы…

Вологда – это исконно русский край. Я и предполагаю, что она должна стать центром развития современной русской культуры, потому как она уже является сокровищницей. Я рад, что у якутов есть свои центры культуры и духовности, у вепсов – свои… А у русского народа такого центра пока нет.

Я предполагаю, что в этом направлении и должна развиваться культурная жизнь на вологодской земле. Ведь здесь очень многое сохранилось – и памятники деревянного зодчества, и памятники архитектуры, и храмы. И промыслы. Нам повезло, что в Вологодской области не было ни военных разрушений: не бомбили область, не полыхал здесь пожар революции…

С другой стороны, и Вологда втянута в общие процессы. Например, при всем сегодняшнем богатстве общественного питания, она не имеет ни одного ресторана русской кухни. Туристы и гости часто стенают: как же так, в Вологде нет национальной кухни?! И это тоже нужно решать.

В планируемом совместном проекте по созданию филиала ВРНС важно товарищество, важен даже эмоциональный аспект: нам очень приятно, что москвичи восхищаются нашим городом, видят живую и подлинную его суть, ценят это. Быть может, такое отношение, в свою очередь, поднимет самооценку и вологжан, особенно молодых.

Беседовал Константин Антонов

Российский исторический журнал «Родина», № 5, май 2013 года. www.istrodina.com

blog comments powered by Disqus