24 апреля 2013 г.

Новости / Вячеслав Позгалёв: «Деловой этикет – лоцман в деловом мире»

Любой человек в определенной ситуации когда-нибудь задавал себе вопрос: как выглядеть внешне, как себя вести в обществе: за столом переговоров или на деловой вечеринке, как уверенно и эффективно взаимодействовать с коллегами и деловыми партнерами, чтобы не уронить собственного достоинства и личного престижа, как, наконец, добиваться успеха с помощью весьма несложных правил делового этикета.

Много лет, находясь в активной деловой среде, к большому моему сожалению, на общем фоне формального присутствия профессиональной этики в различных формах общения между людьми, мне очень часто приходится видеть проявление бестактности, грубости и невоспитанности, другими словами - дурных манер, которые вызывают у партнеров по общению отрицательные эмоции, мешают, беспокоят и раздражают.

А есть ли вообще деловой этикет в России? Об этом – наш разговор с депутатом Государственной Думы Вячеславом Позгалёвым.

- Вячеслав Евгеньевич, должен ли деловой человек знать правила этикета? В какой мере вы лично владеете деловым этикетом?

- Безусловно. Кроме крепких локтей, запутанных мозговых извилин, неистового желания, наличия определенных навыков и определенного образования, человек, который собирается заниматься делом, должен знать этикет.

Это как автомобилист обязан знать назубок правила дорожного движения… Мало нажимать на педаль и заводить машину, если ты выезжаешь на улицу, соблюдай правила. А деловой этикет – это и есть правила движения в деловом мире.

В свое время нас этому очень хорошо учили. И считаю, что я владею деловым этикетом в достаточной степени. Не могу сказать, что академик в этой сфере, и знаком с ней до мелочей, до тонкостей, тем более, что времена меняются и появляются новые мотивы в поведение деловых людей. Но еще раз повторю, что этикет - это лоцманская карта в деловом мире. От того, как ты себя ведешь с деловыми партнерами, в значительной, а может быть и в решительной степени зависит и успех дела.

В те времена, когда на диком Западе золото добывали с помощью револьвера, когда главным мерилом был лозунг «Боливар не выдержит двоих», о манерах, о деловых переговорах, об этикете предприимчивые люди не задумывались…

А сейчас если ты, выстраивая отношения с будущим партнером, особенно при первой встрече, покажешься неуклюжим, неловким, не владеющим элементарными навыками, переговоры будут обречены на неуспех, какие бы дивиденды твоему визави не сулил этот контракт. Потому что человек, не знакомый с деловым этикетом, неотесанный, необразованный, автоматически превращается в человека, которому нельзя доверять.

- Какие пять правил делового этикета вы назвали бы приоритетными?

- Их может быть намного больше, но если говорить о первой пятерке, я бы отметил следующие.

Первое – это пунктуальность. К сожалению, сегодня в России путаются два Кодекса. Кодекс делового человека и так называемый Кодекс олигарха, то есть человека, который считает, что деньги нивелируют любые правила! К примеру, сегодня нормой стало опаздывать на встречи. Лично я себе этого не позволяю и не позволял никогда: если ты приходишь во время, тебя и люди всегда уважают.

Уважают почему? Во-первых, ты умеешь планировать свое время, значит, ты умеешь вести дела. Во-вторых, ты умеешь так организовать свою работу, что укладываешься в отведенные временные промежутки, которые позволяют тебе приходить на деловые встречи точно в срок.

Второе – это дресс-код. Человек должен знать в какой обстановке и как он должен быть одет. Не случайно есть в народе поговорка: «Встречают по одежке…». Каким ты покажешься вначале, какое первое впечатление ты произведешь, таким тебя и запомнят.

Если ты одет небрежно, в несвежую рубашку, а носки и галстук не соответствуют тону костюма, это, во – первых, говорит о том, что у тебя нет вкуса; во-вторых, ты - невоспитанный человек, если позволяешь себе в таком виде появляться в обществе, а в – третьих, ты и не образованный человек, если не смог освоить, найти и разучить хотя бы самые элементарные правила делового стиля и деловой одежды.

Третье - грамотная речь и умение составлять деловые письма. Нас этому учили. Начиная с института, школы молодого политика, института марксизма - ленинизма, заканчивая высшей школой профсоюзов. Форм обучения, через которые пришлось пройти лично мне, было много.
По формированию и написанию деловых (или официальных) писем была отдельная система, для изучения которой выделялся целый цикл лекций. Нам детально и подробно объясняли, в каком углу листа, к примеру, должно стоять обращение, с какого слова должно начинаться предложение, какой фразой заканчивается текст, чем заявление отличается от письма…

Сейчас этому не учат практически нигде, ну может быть в частных школах или за рубежом. По крайней мере, в повседневной жизни я крайне редко сегодня сталкиваюсь с грамотно написанным письмом.

А грамотная речь это сегодня - вообще большая редкость, людей, умеющих излагать свои мысли осталось крайне мало. К сожалению. Хотя именно грамотная речь может быть большим помощником в деловом мире. Если человек умеет правильно излагать свои мысли, четко формулировать свои задачи и цели, встреча будет короткой, а собеседник оценит, что вы бережете время и деньги, не только свои, но и партнера.

Еще дурным тоном является "яканье". Сейчас многие руководители перенимают американский стиль поведения. И часто слышишь "я приказал", "я дал указание" и так далее. Одно сплошное «я, я, я…". Это - типично американское поведение. Но у американцев и стиль другой. Они, например, никогда не называют человека по отчеству, обращаются только на "ты". Про такое подражание раньше с иронией говорили: "смесь нижегородского с французским", т.е. абсолютная безвкусица. Да и не по-русски это, неприлично.

Четвертое – уважение собеседника. Надо уметь слушать, даже если это тебе не очень нравится и отнимает твое время или хочется поговорить самому. Нельзя перебивать! Это – основа основ для любого успешного диалога.

Я уже не говорю о рукопожатии при встрече. Если кто-то протянет вялую, безвольную руку, без крепкого рукопожатия, я не смогу к этому человеку относится с симпатией. Уважение начинается с рукопожатия. Сильное, крепкое рукопожатие многое может сказать о человеке, если до этого ты был с ним не знаком. Конечно, здесь речь о мужчинах. Женщине мужчина не должен подавать руку первым. Если дама сочтет нужным поприветствовать вас таким способом, она протянет руку сама. Не желает – не имеешь права хватать ее за руку.

Пятое, хотя этот пункт вправе занимать и первое место, - отношение руководителя к подчиненному. Категорически нельзя делать замечания подчиненному в присутствии его подчиненных. Никогда нельзя унижать сотрудника, потому что, прежде всего этим ты вредишь сам себе.

Кроме того, что это подрывает авторитет твоего подчиненного, который потом не сможет управлять своим коллективом, ты подрываешь и собственный авторитет. Хочешь сделать замечание, сделай его наедине. Это - золотое правило руководителя. А публичные разносы можно устраивать только в том случае, если человек не внемлет твоим замечаниям, высказанным наедине.

Взаимоотношения руководителя и подчиненных – целый раздел делового этикета, который я считаю крайне важным. Недаром говорят, что свита играет короля. Не надо бояться окружать себя талантливыми, способными, а порой и неудобными людьми. Именно они делают дело.

Да, можно окружить себя подхалимами, лизоблюдами, которые только хвалят тебя любимого, но они потом и провалят всю работу, а результат, в конечном итоге, отразится на тебе.

В этом же ряду еще одно правило. Если твое мнение расходится с мнением подчиненного, предоставь ему полное право и свободу выполнить то, что он задумал. Если он ошибется – ты выиграешь, он поймет, что ТЫ был прав. Если же он сделает все правильно, и его дело увенчается успехом, ТЫ опять выиграешь, потому что этот успех все равно придет к тебе.

- Что нужно сделать, по вашему мнению, чтобы профессиональная этика и деловой этикет определяли уровень и стиль жизни делового человека?

- Учиться, учиться, и еще раз учиться… В советское время, как бы мы его не ругали, не критиковали, была система непрерывного обучения руководящих кадров. Люди постоянно проходили курсы повышения квалификации, и я в том числе, даже будучи когда-то еще начальником участка, старшим мастером, приезжал в Институт стали и сплавов на месяц, где нас учили всему, в том числе, и деловому этикету.

Непрерывное образование, переквалификация были правилом, поэтому человек всегда успевал в ногу со временем. Надо чтобы эта система была восстановлена. Дмитрий Медведев не так давно озвучил, что нужны публичные лекции, я точно не знаю, как это будет выглядеть, но это действительно необходимо.

- Приведите положительный и отрицательный пример использования делового этикета на основе вашего опыта или собственного наблюдения.

- Приведу, и начну с отрицательного. В этом я убедился лично и неоднократно. Если у человека, твоего собеседника, особенно если это касается европейцев и американцев, увидят прокуренные желтые пальцы, переговоры провалятся.

Деловые люди считают так: если ты не бережешь то, что тебе дано Богом, бесценное богатство – твое здоровье, значит, тебе нельзя доверять деньги или какие-то проекты. Потому что ты – человек легкомысленный.

Есть и другие примеры. Когда в 1999-м году в Великом Устюге проходили учения МЧС, к нам приехал министр Сергей Шойгу. Я встречал его на вокзале в военной форме, и там произошла такая сценка.

Я подхожу к вагону, открывается дверь, спускается Шойгу в штатском и замирает на подножке вагона. А потом оборачивается к своему адъютанту и говорит довольно резко: «Вы почему меня не предупредили, что губернатор будет в военной форме?». Тот ему что-то лопочет в ответ…. Мне было не слышно, я честь отдаю, приветствую, да и шумно вокруг.

Но могу сказать, что это произвело очень сильное впечатление на Сергея Кужегетовича. Потому что я выполнил дресс-код и встретил министра по ЧС, генерала армии, в военной форме, тем более что были учения.

Мне кажется, что это было первым и решающим моментом для нашей последующей дружбы и уважение ко мне, как к губернатору со стороны министра, потому что я с уважением отношусь к военной форме.

Таких примеров, когда соблюдение правил хорошего тона вызывало желание ответить тем же, можно привести много. К сожалению, сегодня витает какой-то навязанный нам образ русского человека – пьяницы. И это приводит к тому, что своих партнеров мы, как правило, стараемся напоить допьяна.

На самом деле, это мнимое гостеприимство часто действует очень отрицательно. Те, кто приезжают к нам чем-то поживиться, да, такие пьют и гуляют «на халяву» с удовольствием, но я много раз убеждался в том, что когда приезжают люди солидные, серьезные, уважаемые, они такой разгул не приемлют.

Почему? Во-первых, считается, что такие столы накрывать неприлично – это расточительство. Три четверти еды с этих банкетов выбрасывается, а значит, мы относимся небережливо к продуктам, на которые затрачен и труд, и деньги. И любые переговоры, которые завершает крутая пьянка чаще всего заканчиваются безрезультатно.

В то же время, если следуя деловому этикету, встречаешь гостей так, как положено, когда стол не ломится от яств, а официанты приносят каждый раз то блюдо, которое сейчас положено по меню, когда на столе нет ни объедков, ни огрызков, ни наполовину съеденных салатов, ни раскрошенного хлеба… То есть нет всего того, что вызывает определенный негатив у сведующей публики, тогда итог встречи, переговоров может быть совершенно иным и сам разговор складывается по-другому.

Александр Быков, вице-президент, генеральный директор исполнительной дирекции Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области

blog comments powered by Disqus