28 июня 2010 г.

Новости / Выступление в программе "Слово Губернатору" на тему "Народная культура"

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!


Сегодня мы с вами будем говорить о культуре: о культуре вообще и о народной культуре - в частности.

Потому как летнее время дает много поводов для разговора о культуре. Например, недавно в Вологде работала всероссийская творческая мастерская "Фольклор и молодежь", цель которой - популяризация традиционной народной культуры среди населения, в первую очередь - детей и молодежи.

Уже в десятый раз в Вологде стартовал фестиваль "Голоса истории", где представлена театральная культура не только России, но и других стран. За ним следует другое крупное культурное событие - фестиваль молодого европейского кино, который проходит в рамках года Франции в России. Это пример культурного взаимодействия народов, взаимного обогащения культур.

Летом многие города нашей области отмечают дни рождения, с большим успехом проходят праздники, связанные с народным бытом: праздник лодки, праздник топора, праздник русского лаптя, праздник печки, праздник меда…

Впрочем, приглашение к разговору о народной культуре у кого-то из вас может вызвать и скептическую усмешку. Часто это понятие связывается с отжившими формами хозяйства, уходящим от нас деревенским бытом, некоей патриархальщиной, попыткой затормозить прогресс.

У многих из вас, дорогие радиослушатели, может возникнуть вопрос: а зачем вообще нужен такой разговор?

Ведь главная тема сейчас - модернизация экономики, инновационное производство, новые технологии, интенсификация, оптимизация. И здесь народная культура нам ничем здесь помочь не может.

Но это - на мой взгляд - в корне неверно!

Наша культура и история - это сокровищница, которая хранит множество примеров не только героической защиты родной земли, но и народной инициативы, творческого экономического поведения людей. Вспомним казаков, покорявших Сибирь, вольную колонизацию Новороссии, старообрядческое предпринимательство, другие примеры объединения ради общего дела, преодоления трудностей, жертвенности, особого отношения к труду.

Когда вспоминаешь, как богата наша история на разные события и примеры, особенно остро чувствуешь правоту великого Александра Пушкина. "Клянусь вам честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, ни иметь другой истории, чем история наших предков, как ее послал нам Бог" - говорил поэт.

Вообще, в широком смысле культура - это то, что сделало нас людьми.

Буквальный перевод этого изначально латинского слова - возделывание почвы, то есть создание нового, человеческого мира, выделившегося из мира природы.

А русская народная культура - это то, что нас делает русскими людьми. И во взаимосвязи с другими народами нашей страны делает нас настоящими гражданами своего Отечества.

Кстати, наиболее успешные примеры модернизации показали как раз те страны, которые опирались на традиции своего народа.

Возьмем опыт Китая, использовавшего конфуцианские традиции в интересах модернизации. Или опыт Японии, заменившей обожествление императора на глубокую преданность к стране. Или опыт Германии, где вековая привычка к дисциплине позволила выдержать трудный старт послевоенных экономических реформ.

Справедливо написал в посвященной народной культуре книге "Лад", наш знаменитый писатель Василий Иванович Белов: "Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно".

Но дело не только в этом. Можно заимствовать новые производственные технологии, чтобы построить современную экономику, которая обеспечит нам материальное благополучие.

Но если потеряем, растратим культуру - потеряем себя. Займем печальное место в списке исчезнувших народов. И никакие технологии не помогут!

Мне могут возразить: ведь живут же в Америке люди, съехавшие туда со всего мира. Да, живут. Но вы бы знали, как бережно они хранят остатки того прошлого, из которого они вышли, берегут язык, обычаи, религию!

Экономически освоить пространство, которое занимает русский народ, найдется много желающих. Всегда находилось много! И нашим предкам приходилось героически отстаивать свою землю, право на свой образ жизни.

Я глубоко убежден и думаю, что и вы, уважаемые радиослушатели, меня поддержите: развитие народной культуры, народных промыслов и традиций может давать прямую экономическую выгоду.

Например, развитие поистине народной отрасли - льноводства - обеспечивает рабочие места, развивает производственные технологии в текстильной отрасли. Качественная льняная ткань является экспортным товаром, выгодно представляющим Вологодскую область на международных рынках! Не случайно всемирно известный модельер Юдашкин, с которым мы сотрудничаем уже давно, использовал вологодские ткани при создании модной коллекции одежды, которую представлял в Париже.

Другой продукт, марка которого известна во всем мире - наше масло. И наша область, можно сказать, кровно заинтересована в сохранении технологий маслоделия.

А туризм? Он может стать поистине золотой жилой для развития нашего региона. Согласитесь, Вологодчине повезло: наши города и поселения, к счастью, в большинстве своем избежали утраты своего исконного имени. Сохранили древний культурный слой земли и основы материальной и духовной культуры.

Сейчас на территории области расположено более трех с половиной тысяч объектов культурного наследия. Кроме того, одиннадцать населенных пунктов нашей области внесены в Список исторических городов и населенных мест России.

И очень важно понять, что если грамотно выстроить экономическую политику, то через историко-культурное наследие можно решить серьезные социально-экономические проблемы.

И примеров этому - не счесть.

"Какие же?" - спросите вы. Я не буду приводить известные всему миру примеры: Кирилло-Белозерский монастырь, Великий Устюг, Белозерск… Расскажу о малоизвестных пока примерах.

Идея сохранения традиционной народной культуры легла в основу масштабных проектов по развитию социального потенциала сельских поселений. Так, возрождение народных традиций дало вторую жизнь деревне Пожарище Нюксенского района. Там восстанавливаются социальные связи, выправляется демографическая ситуация, активно начинает развиваться сельское хозяйство.

Еще один пример. Центр традиционной народной культуры села Сизьма Шекснинского района за короткое время стал одним из наиболее посещаемых туристских маршрутов Вологодчины. Несколько лет тому назад группа энтузиастов в поселке прошлась по бабушкиным сундукам, извлекла с чердаков все, что еще было сохранено. И собственными силами создали музейный комплекс. Только представьте себе, 50 тысяч (!) туристов в прошлом году посетили это село.

Важным направлением, сохраняющим народную культуру, считаю развитие народных промыслов. К тому же такая работа помогает малому предпринимательству и занятости на селе.

Вообще в районах области различными видами промыслов занимаются около 1000 человек. Статус мастера народных художественных промыслов области имеют чуть более 90 человек.

Именно сейчас, когда инновации стали необходимым условием социально-экономического развития, внимание к народным промыслам стало по-новому актуально.

Ведь кружево, чернь, резьба по дереву, другие примеры художественных промыслов - это, прежде всего, творчество, причем творчество, основанное на инициативности и смелости мастера, на народной творческой инициативе, которой нам сейчас так часто не хватает.

Позвольте сослаться вновь на Василия Белова: "В искусстве для начинающего необходим риск, в известной мере - безрассудство! Наверное, только так и происходит первоначальное выявление одаренных людей. Нужна смелость, дерзновенный порыв, чтобы понять, способен ли ты вообще на что-то. Попробовать, начать, осмелиться!" - пишет в книге "Лад" наш земляк.

Именно способность к такой творческой смелости - одно из важных условий инновационной экономики.

Напомню, что народные художественные промыслы Вологодской области включают в себя десять основных видов производств, которые различаются исходным сырьем, материалом и технологией изготовления. Это кружевоплетение, чернение по серебру, роспись по эмали, резьба по бересте, резьба по дереву, роспись по бересте, роспись по дереву, ручное ткачество, вышивка, вязание, изготовление керамических и гончарных изделий.

При этом каждый промысел уникален и вносит свой вклад в развитие народного искусства не только Вологодской области, но и России.
А чернь по серебру, кружево, перегородчатая и живописная эмаль, шемогодская резьба по бересте стали настоящими "брэндами", своеобразной визитной карточкой нашего региона!

Конечно, традиционные народные промыслы нуждаются в поддержке государства.

Мы это понимаем и принимаем соответствующие решения. Например, в кризисном 2009 году Законом области для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство изделий народных художественных промыслов, были установлены льготы по налогам.

Конечно, многого надо добиваться и на федеральном уровне. В частности, на мой взгляд, необходимо разработать механизм координации деятельности федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по проблемам сохранения народных художественных промыслов.

Для мастеров традиционных промыслов остро стоит проблема сбыта продукции.

Убежден, что лучшим решением может стать формирование государственного заказа уникальных изделий напрямую у мастеров, на долгосрочной основе - за счет федеральной целевой программы и региональных программ.

Работа по изучению, сохранению, восстановлению и популяризации традиционной культуры в Вологодской области носит системный характер. В последнее время были восстановлены казалось уже навсегда утерянные промыслы. В целях сохранения культурной самобытности нашего края создана сеть Центров традиционной народной культуры, которые занимаются научно-исследовательской и просветительской работой.

Деятельность центров показала, что традиционная культура может выступать в качестве мощного средства решения целого ряда современных социальных, демографических и экономических проблем села.

Кроме того, она решает проблемы экологии природы и, что не менее важно, экологии общественного сознания.

Например, в рабочем поселке Хохлово Кадуйского района через комплексное приобщение детей к народным традициям за несколько лет удалось свести к нулю детскую преступность, резко улучшить физическое и нравственное здоровье детей, поднять их образовательный уровень.
Как в каждом нашем городе достаточно места, чтобы строить новое, не уничтожая старого, так и наши души и сердца обогащаются взаимодействием прошлого, настоящего и будущего.

Сохранение многовековых традиций народного искусства - не просто наш долг перед предками, это абсолютно необходимое условие нормального духовного развития общества.

Мы должны оберегать самобытные сокровища нашей культуры, хранить и приумножать то, что по праву считается предметом национальной гордости.

Только тогда наступивший век действительно станет исторической эпохой духовного возрождения России.

До свидания, уважаемые радиослушатели!

До новых встреч!

blog comments powered by Disqus