06 июля 2010 г.

Новости / Выступление в программе "Слово Губернатору" на тему "Всероссийский День семьи, любви и верности"

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

Не приходится сомневаться, что за в последние годы мы являемся свидетелями постепенного, но уверенного оздоровления всех сторон жизнедеятельности нашего общества и государства. Предпринимаемые меры по укреплению государственности снизили до минимума опасность распада государства.

Ростки нового, передового можно заметить невооруженным взглядом. И, несомненно, характерным показателем в этом отношении является повышение роли семьи. Причем не только как первичной ячейки нашего общества, а, прежде всего, с точки зрения значения семьи в жизни каждого конкретного человека.

Бизнесмены и военные, предприниматели и стражи правопорядка, государственные чиновники и ученые говорят о том, что они достигли значительных результатов и могут достичь еще больше, если имеют "крепкий тыл", то есть семью.

Становится модным иметь крепкую многодетную семью и у молодых людей. Социологические исследования все чаще говорят о том, что для большинства Россиян значение семейных ценностей в их жизни становится доминирующим.

Этому, несомненно, способствует и целенаправленная государственная политика, в особенности - государственная поддержка рождения второго и последующих детей, так называемый "материнский капитал". В результате принимаемых мер в течение нескольких последних лет рождаемость в нашей стране повышается.

Особо следует отметить, что возрождение ценности семьи и брака опирается не на поверхностные, я бы даже сказал, легкомысленные традиции, свойственные современной западной культуре: гражданские браки, браки основанные на контракте и так далее, и соответствующие им духовные традиции: празднование "Дня влюбленных" - "Дня Святого Валентина" с соответствующей атрибутикой и духовным наполнением.
Нет, идет возврат к настоящим традициям нашего народа. Одной из таких традиций народной духовности, соединенной с православными корнями является возрожденный праздник - Всероссийский День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля.
Уже около 800 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских - покровителей семейного счастья, любви и верности.

В народе День Петра и Февронии считался счастливым для создания семьи. Существовала традиция в этот день праздновать помолвку или играть свадьбу.

В 2008-ом году общественная инициатива об учреждении 8 июля праздника была поддержана супругой Президента России Светланой Медведевой, а также одобрена Федеральным Собранием России.

Идея праздновать День семьи, любви и верности также нашла понимание у всех российских традиционных религиозных конфессий.
Можно услышать, что "День Петра и Февронии" - это некий русский день влюбленных, наш аналог "Дня святого Валентина". Однако мне кажется, что это не совсем правильное сравнение.

Вспомним в двух словах историю Петра и Февронии. События их жизни разворачивались в 13 веке. Заболевшего проказой Муромского князя Петра вылечила простая девушка, Февронья, дочь "древолаза", как тогда говорили, то есть человека, собиравшего дикий мед. Князь взял Февронью себе в жены. А когда бояре потребовали, чтобы он отказался от жены, потому что она своим простым происхождением оскорбляет знать, князь выбрал любовь и жену, отказался от престола и вместе с Февронией уехал из Мурома.

Тогда в городе началась борьба за княжеский трон, смута, и бояре попросили князя и Февронию вернуться, чтобы восстановить порядок. Князь и княгиня вернулись и княжили уже до самой смерти. "И жили они долго и счастливо и умерли в один день" - это как раз про них, Февронью и Петра. По легенде они умерли в один день и час и похоронены вместе.

В средние века эта история была одной из самых популярных, ходила в народе в разных версиях. Что неудивительно: в этой легенде отразились многие типичные черты русского характера, русского отношения к семье и любви, которые потом нашли дальнейшее развитие в русской культуре.
"Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она "мудрая дева" сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость — не только свойство ее ума, но в такой же мере — ее чувства и воли" - писал об образе Февронии Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Мудрость женщины, ее способность умом и сердцем понять многое всегда признавалась в русской культуре. Вспомним "Василису Премудрую" из русских сказок, многие народные пословицы и поговорки (например, "муж голова, а жена шея"), замечательные женские образы русской классической литературы. Но День Петра и Февронии - это не просто день влюбленных. Это день семьи, любви и верности. Герои этой истории постоянно делают выбор - что им дороже: сиюмитнутное благополучие или настоящая любовь.

И показательно, что между властью и любовью князь выбирает любовь.

Так что день Петра и Февронии - это день настоящей любви, которую нужно суметь пронести через всю жизнь. Эта история учит нас терпимости, пониманию, что отношения в семье - это не бесконечный праздник, а как только стало трудно - можно и разбежаться.

Нужно научиться вместе переживать трудности, суметь постоянно поддерживать, а если нужно и восстанавливать отношения, каждый день укреплять счастье настоящей любви. "Счастлив тот, кто счастлив в семье" - писал Лев Толстой.

В русской традиции всегда было серьезное отношение к семье. Вступая в брак, человек решается на то, чтобы всю жизнь прожить с другим человеком, быть с ним и в благоприятные, и в трудные времена, поддерживать в горестях, делиться радостью и не допускать мысли о том, чтобы когда-нибудь оставить его.

Русская деревня была сильна своими коллективистскими традициями, хранителями которых являлись община и семья. Состояние вне брака для взрослого человека считалось неправильным, делало его в глазах сельской общины неполноценным, а иногда и безнравственным.

Безбрачие, так же как бездетность, считалось наказанием Божьим, следствием пренебрежения какими-либо священными правилами. Для мужчины статус холостяка вообще был однозначно оскорбительным. ("Холостой - полчеловека" - говорили в народе).

Семья обеспечивала мужчине положение в обществе. Только женатому полагался земельный надел, только женатый мог на полных основаниях участвовать в принятии важных решений на сходе или занимать общественные должности. Само слово "семья" происходит от старославянского понятия, обозначавшего "самость", самостоятельное гражданское существование.

Брак как единственно возможный нравственный путь жизни мирянина считался священным союзом, присягой перед Богом. Вступить в брак, повенчаться - означало "принять закон", то есть особую ответственность, обязательство во взаимопомощи и верности. Супруги, связанные в единое целое при жизни ("Муж и жена - одна сатана"), должны были, по народным представлениям, провести вместе и посмертное существование.

А когда в семье появлялись дети, то это уже был союз нескольких любящих сердец, где, как говорится, "один за всех и все за одного".

По словам известного вологодского краеведа 19 века Николая Александровича Иваницкого народ признавал в любви серьезное чувство, с которым нельзя шутить. На основании пословиц и разговоров с крестьянами Вологодской губернии Иваницкий утверждал, что для них "чувство любви — главный стимул, заставляющий человека трудиться и заботиться о приобретении собственности в виду будущего блага своей семьи"; "сердечные отношения между мужем и женой сохраняются до конца жизни". "Согласную семью и горе не берет" - говорили в народе о дружной семье.

По определению русского философа Ивана Ильина семья "есть первый, естественный и священный союз, в который вступает человек. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - Родине и государству" - писал философ.

То есть не только государство должно поддерживать семью, но и семья является естественной опорой и основанием государственной жизни.
Конечно, на государственном уровне еще много предстоит сделать для того чтобы семья стала действительно высшей ценностью в нашем обществе.

Но вернемся к изначальному значению слова "семья" - это самость. Это самостоятельная ответственность не только за себя, но и за близких людей, за детей. И только когда мы становимся способны к такой ответственности, мы становимся настоящими гражданами.
С наступающим Днем семьи, любви и верности вас, уважаемые радиослушатели!

До свидания! До новых встреч.

blog comments powered by Disqus