04 октября 2012 г.

Новости / Вячеслав Позгалев: «Сильная Россия, кроме нас самих, не нужна никому!»

Как законодатели ужесточат меры наказания к пьяным водителям? Как поправки в законе об особо охраняемых территориях смогут изменить жизнь жителей Кириллова? Зачем был принят закон о некоммерческих организациях, финансируемых из-за рубежа? Об этом и многом другом на старте нового парламентского сезона мы беседуем с депутатом Государственной Думы от Вологодской области Вячеславом Позгалевым.


- Вячеслав Евгеньевич, сегодня в обществе бурно обсуждается возможность возврата к прежним «антиалкогольным нормам» для водителей - когда небольшое содержание алкоголя в крови было допустимо и не каралось лишением водительских прав. Вы, как депутат, какую позицию будете отстаивать?


- Возврат к прежней «норме» активно лоббируют пивоваренные компании, лишившиеся за последнее время почти трети своих доходов. Лично я сторонник «нулевого» варианта. Разговоры о том, что можно выпить бутылку кефира и алкотестер тут же покажет положительный результат, - это, скорее, из разряда баек. На практике я о таких случаях никогда не слышал. Зато не раз приходилось слышать народную мудрость: трудно отказаться от первой рюмки, сложно от второй и невозможно от третьей. И если разрешить пить «по чуть-чуть», боюсь, многие автолюбители на этом просто не остановятся. А ведь в России ежегодно в ДТП гибнут десятки тысяч человек! И многие как раз по вине пьяных водителей.

- Недавняя трагедия в Москве, где фактически невменяемый от выпитого водитель задавил на остановке сразу семь человек, вновь дала толчок разговорам о необходимости ужесточения наказания для пьяных водителей. Раздаются даже призывы отправлять их за решетку пожизненно.

- Пожизненное лишение свободы для такой категории нарушителей - это, конечно же, перебор. Но законодательство действительно следует ужесточить. Например, попался первый раз пьяным за рулем - штраф 100 тысяч рублей и административный арест. Не извлек урока и попался вторично - конфискация транспортного средства. Это, считаю, могло бы стать действенным ограничителем.

- Вячеслав Евгеньевич, вам часто приходится выступать за трибуной в Государственной Думе?

- То, что происходит в сессионном зале, - лишь небольшая, видимая часть депутатской деятельности. В основном же она состоит из кропотливой работы в профильных комитетах, «шлифовке» готовящихся законопроектов. Над некоторыми из них пришлось непосредственно работать и мне. Сейчас я соавтор более 10 законопроектов. Жители Кирилловского района, к примеру, хорошо знают, сколько неудобств им доставляет тот факт, что живут они на территории Национального парка «Русский Север». И особенно это неудобно для бизнеса: слишком много ограничений. Именно поэтому я вышел с инициативой о внесении поправок в закон «Об особо охраняемых территориях». Их принятие улучшит инвестиционный климат в районе и в какой-то степени ответит на те вопросы, которые жители Кириллова задавали мне на встречах.

- Сегодня есть целый ряд законопроектов, которые, по мнению некоторой части нашего общества, направлены на так называемое «закручивание гаек». Среди них и закон о деятельности некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа. Что вы думаете по этому поводу?


- Я думаю, что российское общество должно знать, кто конкретно финансирует организацию, ведущую политическую деятельность на территории нашей страны. Не надо забывать народную поговорку - «кто платит, тот и музыку заказывает». Раз так, то мы должны знать имена и музыкантов, и дирижеров.

- Несколько лет назад депутатов Государственной Думы критиковали за отсутствие дисциплины и низкую явку на пленарные заседания. Сейчас как обстоит ситуация?

- Я не был в Думе прошлого созыва, сейчас же пустых кресел в зале заседаний немного. Так что дисциплина налаживается. Хотя отдельные недочеты, конечно же, есть. Но тут важно помнить о том, что в Государственную Думу пришло много новых людей. Состав фракции «Единой России», к примеру, обновился на треть. И потом, надо понимать механизм принятия законов на пленарных заседаниях. Дело в том, что Дума поделена на фракции. А фракции голосуют по всем вопросам консолидированно. Да и ключевая судьба законов зависит все-таки не от пленарных заседаний. Судьба законов решается на комитетах и партийных фракциях. И если после долгих споров на фракции принято решение голосовать по тому или иному проекту так, а не иначе, то и депутат должен голосовать согласно решению фракции. Даже если он с ним не согласен. Свое несогласие он может высказать на заседании фракции и там отстаивать свою точку зрения. Затем, уже на совете Думы, фракции, обсуждая судьбу того или иного закона, договариваются и ищут компромиссы. Поэтому депутат может отсутствовать на пленарном заседании, передав свой голос - официально, путем оформления доверенности - другому депутату. Более того, отсутствие депутата в зале можно объяснить его общественной работой и за пределами Думы. Ведь депутаты участвуют в многочисленных комиссиях, общественных слушаниях, теледебатах, советах при президенте или правительстве. Они представляют интересы Государственной Думы на общероссийских и международных форумах, семинарах. Поэтому, видя по телевизору пустые кресла, не надо думать, что все отсутствующие в данный момент депутаты - прогульщики. Кстати, нужно сказать, что все оппозиционные партии внимательно следят за присутствием депутатов на заседании, особенно когда речь идет о голосовании по спорным законопроектам, когда судьбу закона решают отдельные единичные голоса.

- Тем не менее, как вы считаете, почему, судя по данным социологических опросов, уровень доверия населения к Государственной Думе не превышает 15-17%?

- Наверное, на это влияет целый комплекс причин. Во-первых, нынешний состав Государственной Думы полностью избирался по партийным спискам, а в нашей стране, где еще окончательно не сформировался институт гражданского общества, многие люди пока не привыкли отождествлять депутатов с представителями той или иной политической партии. Во-вторых, согласно Конституции, власть в нашей стране разделяется на исполнительную, законодательную и судебную. И именно к функциям законодательной власти отнесено утверждение бюджета и принятие законопроектов, так или иначе затрагивающих жизнь каждого из нас. А полностью согласных с тем, как государство расходует бюджетные деньги и устанавливает свои внутренние правила существования, нет и никогда не было: все люди слишком разные и по характеру, и по интересам, и по мировоззрению. Не случайно, что даже в самых благополучных европейских странах с многовековой историей демократии уровень доверия к законодательной ветви власти не превышает 40-45%. Но есть и еще одна причина. На мой взгляд, уже много лет идет целенаправленная дискредитация власти в России. В том числе и по сценариям, разработанным за рубежом.

- Но какой в этом смысл?

- Конкуренция в мире обостряется. И даже не столько в военном, сколько в экономическом отношении. Сильная Россия, по большому счету, никому, кроме нас самих не нужна. Формируя негативное отношение к Государственной Думе, разработчики таких сценариев формируют и негатив к принимаемым Думой законам. И прежде всего - к тем, что являются системообразующими для любого государства, так как затрагивают его обороноспособность, экономические интересы, внутреннюю безопасность. Но, конечно же, я не стану утверждать, что низкий уровень доверия к законодательной власти в России является результатом только деятельности дискредитирующих сил. Это лишь одна из причин, которую следует иметь в виду. На формирование негативного имиджа влияет и ряд других факторов. Иногда, чтобы скрыть свои просчеты и ошибки, ответственность за непопулярные решения в стране или в отдельно взятом регионе, исполнительная власть пытается переложить на законодателей. Немаловажно и то, как освещается деятельность Государственной Думы в отечественных СМИ. И прежде всего - в электронных. В телеотчетах о сессиях чаще всего смакуются скандалы и эпатажные заявления отдельных политиков типа Владимира Вольфовича Жириновского. Хотя тот же Жириновский, к примеру, порой говорит очень даже дельные вещи. Просто такие сюжеты не показывают зрителям, считая, что это им неинтересно.

Вообще в первые недели пребывания в стенах Государственной Думы мне было непривычно слышать длинные диспуты и дискуссии по самым разным темам. Но постепенно пришло осознание того, что подобные и вроде бы отвлеченные дискуссии позволяют взглянуть на проблему со всех сторон, обсудить ее от и до. Ведь любая истина многогранна, и, чтобы принять действительно качественный и жизнеспособный законопроект, предварительный взгляд на заявленную проблему с разных точек зрения действительно необходим.

- Все равно в обществе существует стереотип, что от деятельности депутатов зависит не так уж и много.

- Это не так. Большинство принятых законов - важные, нужные и реально необходимые. Другой вопрос, кто и как их исполняет. Плюс многое зависит от фактора восприятия. Вот, смотрите, сейчас в действиях высшего российского руководства четко прослеживается курс на наведение порядка в стране, борьбу с коррупцией и бюрократией. Когда президент поручает объявить выговор трем министрам, не выполнившим его указания, или когда по телевидению идет сюжет о поимке с поличным очередного высокопоставленного взяточника, это воспринимается в обществе более чем положительно. Зато когда депутаты принимают какой-то закон, направленный на наведение порядка в любой сфере жизнедеятельности, но пусть даже косвенно затрагивающий население, с подачи псевдолиберальных СМИ моментально начинаются попытки раздуть на этом очередной скандал. Но если люди требуют порядка в стране, то этот самый порядок должен начинаться в том числе и с них самих!

- В целом вы удовлетворены своей работой в качестве депутата?

- Наверное, да. Конечно, не все пока получается, но позитивные перемены есть. И не только в деятельности нашей фракции, Государственной Думы, но и страны в целом. В том числе и на ее законодательном поле. Говоря образно, еще 10-15 лет назад это поле напоминало заросшую сорняками целину. Теперь его вспахали, а сорняки убрали. А если еще заборонить и засеять - в будущем мы можем получить очень неплохой урожай.

Владимир РОМАНОВ

«Красный Север» №186 (26 966) / СРЕДА, 3 октября 2012/

На фото: Вячеслав Позгалев с руководителем фракции «Единая Россия» в Государственной думе Андреем Воробьевым. Фото газеты «Красный Север»

blog comments powered by Disqus