14 января 2014 г.

Работа в Госдуме / Вячеслав Позгалев: "Нововведения понравятся не всем"

Как будет работать новый закон о госрегулировании оборота древесины? Какие преимущества он даст лесному сектору, и какие трудности могут быть связаны с его действием? Об этом «Российские лесные вести»» спросили у экспертов.

Вячеслав Позгалев, депутат Госдумы РФ, председатель Экспертного совета Госдумы по ЛПК:

– Действующие законы далеки от совершенства. И чаще всего мы можем лишь констатировать факт незаконной рубки, а сама нелегальная древесина при этом уже ушла в оборот и смешалась в общем потоке вместе с легальной. Этот закон направлен на обеспечение контроля за вывозом  древесины из мест ее заготовки и ограничивает деятельность тех, кто купил или переработал нелегальную  древесину или  иные лесные ресурсы.

В изменениях, внесенных в Лесной кодекс, будет более точно прописано само понятие «заготовка древесины», как деятельность по получению конечного продукта, который является объектом товарооборота. Перемещение незаконно добытой древесины тоже будет запрещено.

Для этого будет введен новый сопроводительный документ, в котором должны быть четко прописаны сведения о партии товара, его характеристики и состав. На особо ценных породах, таких, как дуб, ясень, маркировка появится на каждом срубленном дереве. Это позволит проследить оборот каждой единицы лесных ресурсов:  от  лесозаготовителя до конечного потребителя вне зависимости от того, кто будет  выступать грузоотправителем и грузополучателем для одной конкретной партии.

Эти нововведения понравятся далеко не всем, у поправок уже сегодня есть свои противники, заявляющие, что лесопроизводителям навязывают бумажную волокиту. Но именно борьба с нелегальными рубками – это одно из ключевых поручений главы государства, данных им после проведения Госсовета по вопросам лесного комплекса.

Двойной учет древесины предусмотрен лишь на переходный период. До тех пор, пока в России не будет создан информационный портал. Этот интернет-ресурс позволит отслеживать заготовку древесины в любой точке страны: будь то Москва, Вологодская область или Карелия… В итоге мы придем к созданию единой системы противодействия вывозу за пределы мест заготовки древесины именно в том размере, который и предусмотрен планом освоения лесов и лесной декларацией.

Напомню, что по статистике потери федерального бюджета от незаконно добываемой древесины ежегодно достигают более 13 миллиардов рублей, а объемы – превышают 1 миллион кубометров в год.

Николай Петрунин, генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования:

 – Сам по себе факт принятия такого закона чрезвычайно позитивен и заслуживает внимания: государство, обеспокоенное ростом объемов нелегальной заготовки древесины, делает попытку вернуть эту сферу деятельности в правовое поле. Замечу, что отдельные его нормы не новы – они базируются на  хорошо забытом старом: система учета заготовки, вывозки, реализации древесины и  операций, связанных с ее отпуском в переработку, существовала и была апробирована временем.  К сожалению, она была в последние годы неоправданно утрачена. Да и если внимательно проанализировать новый закон, то можно прийти к выводу, что многие его положения сводятся к существовавшей ранее разрешительной системе заготовки – к лесорубочным билетам, которые содержали в себе все, о чем идет речь в законе: вся глава «Учет и маркировка древесины» базируется на этом. Однако, даже приняв закон, в ближайшей перспективе кардинально изменить ситуацию с учетом древесины вряд ли  удастся. И этому есть причины.

Во-первых, необходимо разработать большое количество подзаконных актов, увязав их со смежными законодательными и нормативно-правовыми актами, которые должны пройти процедуры согласования с ведомствами, курирующими, например, автомобильные, железнодорожные, морские перевозки. Непременно возникнет проблема с информацией, подпадающей под законодательство о защите персональных данных и т.д.

Второе, создать действенную систему единой государственной автоматизированной системы учета древесины и сделок с ней в масштабах нашей страны без серьезных капиталовложений, без качественной подготовки кадров, без решения проблем с выходом в сеть интернет просто невозможно. Поэтому к таким вложениям государство и бизнес должны быть готовы, если мы хотим, чтобы такая работоспособная система была создана в кратчайшие сроки.

Потом, реализация закона подразумевает межведомственное взаимодействие. Однако интересы ведомств различны и порой не совпадают с интересами МПР России и Рослесхоза. В целях сохранения приоритета собственных амбиций многие из них не будут торопиться с изменением сложившихся у них правил.

Третье, как бы то ни было, но документооборот у бизнеса возрастет, и возрастет значительно. Следовательно, у него значительно вырастут затраты на создание и поддержание  в нужном формате и объеме документооборота и отчетности, поскольку потребуется увеличение штатной численности учетных работников, технологов,  специалистов по информационным системам и т.д. Потребуются со стороны частного бизнеса финансовые вложения в создание, последующую эксплуатацию и поддержание в рабочем состоянии соответствующей информационной системы по учету оборота круглых лесоматериалов.   Безусловно, это не вызывает симпатий у бизнеса.

Что касается декриминализации лесной отрасли, то сам по себе факт принятия этого закона и создание автоматизированной системы учета древесины не могут стать моментальной панацеей устранения из нее криминала.

Кроме того, на декриминализацию отрасли закон повлияет только в том случае, если вся информация  о местах заготовки древесины, ее объемах, качественном и породном  составе, адресах ее поставок будет открытой для всех заинтересованных сторон – иначе может появиться еще одна коррупционная составляющая – это система учета оборота древесины.

Плюс к этому, система государственного контроля может быть ослаблена, так как работники лесного хозяйства вместо того, чтобы осуществлять функции государственного контроля, будут все больше заниматься документированием различных операций, связанных с  заготовкой и реализацией  древесины. Каким бы хорошим ни был данный закон, действующее в настоящее время заявительное право на заготовку древесины не позволит решить эту задачу в полной мере.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

– В данном случае можно говорить о юридическом оформлении ранее принятой властями стратегии развития лесного комплекса, которая предусматривает постепенный отказ от экспорта круглого леса и увеличение производства в стране продукции деревообработки с высокой добавленной стоимостью. То есть, данный закон формализует порядок учета заготовленной древесины, порядок ее оборота, включая экспорт и переработку. Что касается возможности ее декриминализировать, то теоретически такая возможность существует. Если, конечно же, все прописанное в законе удастся воплотить в жизнь. Но не все так просто.

Понятно, что появление новых принципов учета леса и его оборота может затруднить жизнь нелегальным заготовителям, но также оно может осложнить деятельность нормальных компаний, ухудшить их производственные и финансовые показатели. Ведь они должны будут собирать и предоставлять больше документов, нести бoльшие расходы, так как придется закупать дополнительное оборудование, нанимать больше людей и т.д. и т.п. Кроме того, затруднения оборота древесины для добросовестных приобретателей может сильно ударить по всей отрасли, что приведет к уменьшению ключевых ее показателей, уменьшению поступлений от лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслей в бюджеты всех уровней, возможном сокращении рабочих мест в отрасли и, не исключено, к закрытию ряда предприятий.

Таким образом, с одной стороны, принятие закона, конечно же, надо всячески приветствовать, потому что он подтверждает курс властей на развитие деревообрабатывающей отрасли внутри страны, но, с другой стороны, надо будет смотреть на то, как этот закон будет работать, какая практика его применения сложится в этом году. Не исключено, что не все будет столь радужным в отрасли с его принятием, как можно ожидать, а, напротив, – все станет мрачным и отрасль начнет приходить в упадок. То есть, только время покажет, насколько удачным является этот закон и будет ли с его принятием меняться положение дел в отрасли в лучшую сторону.

Владимир Сипягов, начальник департамента лесного комплекса Вологодской области:

– Проблема незаконных рубок является достаточно актуальной как для Вологодской области, так и для большинства многолесных регионов России. Одной из мер, которая могла бы серьезно повлиять на сокращение незаконных рубок, является создание системы учета древесины и контроля за ее оборотом.

Закон области «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Вологодской области», устанавливающий требования к обороту древесины, и соответствующие изменения в закон области об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за его несоблюдение, были приняты еще в сентябре 2012 года. Введение закона является одной из комплексных мер по противодействию незаконным рубкам в Вологодской области, и как результат – в прошлом году наблюдалось снижение количества незаконных рубок на 7% и ущерба от них на 36% по сравнению к предыдущим годом.

В то же время мы понимали, что закон области будет действовать временно – до принятия соответствующих федеральных нормативных актов. Кроме того, введение единых требований по учету древесины на всей территории России и региональный опыт в части законодательного регулирования оборота древесины субъектами РФ обсуждались 5 декабря прошлого года в рамках международной выставки «Российский лес».

Мы предполагаем, что Федеральный закон позволит обеспечить реальный учет заготовленной древесины и эффективный контроль за ее оборотом. Одновременно необходимо более внимательно подойти к разработке нормативных актов по реализации данного закона с учетом уже имеющегося опыта субъектов и возможности их выполнения на местах.

Николай Шматков, координатор по лесной политике WWF России:

– Мы приветствуем принятие закона. Мы принимали активное участие в его разработке и поддерживали его принятие с самого начала. Потому что та ситуация, которая царила до последнего времени в лесном секторе, а именно – полное отсутствие нормального учета и контроля за происхождением и движением круглых лесоматериалов – была крайне опасной. Он, безусловно, является достойным ответом Российской Федерации на Еврорегламент и другие зарубежные акты, регулирующие движение древесины в развитых странах.

Однако мы считаем, что одним из важнейших условий его применения является полная открытость данных. Речь не идет о сведениях, составляющих коммерческую тайну. А вот где были заготовлены эти круглые лесоматериалы, какое их дальнейшее движение по цепочке поставок – эта информация, мы считаем, должна быть открыта в ЕГАИС для общественного контроля.

Только тогда будет уверенность, что закон о круглых лесоматериалах не носит чисто бюрократический характер и коррупционную нагрузку для бизнеса, а является по-настоящему работающим механизмом. Взять тот же алкогольный рынок, в котором ЕГАИС не показал свою высокую эффективность и не сократил оборот нелегальной продукции. Поэтому если будет система открыта, то такие риски будут значительно меньше.

Кроме того, при обсуждении положений этого законопроекта мы говорили, что маркировку круглых лесоматериалов не стоит сводить только к отдельным породам – как сейчас прописано к ясеню, буку и дубу. Мы считаем, что вполне можно ввести маркировку и других не менее ценных пород. Например, кедра, который не только сам по себе уникален, но во многих сибирских и дальневосточных регионах России  имеет важное социальное значение.

В перспективе возможно прописать, чтобы крупные сортименты всех пород имели маркировку.  Однако любой проект по маркировке сталкивается с техническими сложностями, поэтому хорошо бы отработать проекты по маркировке в отдельных регионах, на отдельных породах и затем с положительным эффектом, учитывая плюсы и минусы, распространять на другие регионы страны.

А в целом реакция на закон позитивная, будем надеяться, что он будет применяться эффективно. В будущем вместе с органами управления лесами надо будет думать над совместными шагами по совершенствованию его применения.

Юрий Шуваев, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии:

– Закон о регулировании движения круглых лесоматериалов – очень своевременный, важный и необходимый документ. Мы неоднократно рассматривали проблемы нелегального оборота древесины на заседаниях нашего комитета Торгово-промышленной палаты, экспертного совета по ЛПК Комитета промышленности Госдумы РФ. И на всех них участники лесных отношений приходили к выводу о необходимости принятия этого закона.

Закон усиливает лесное законодательство, дополняет Лесной кодекс РФ в той части, где не урегулированы в правовом отношении круглые лесоматериалы. Ведь до последнего момента лесное законодательство, регулировало только лес на корню. В то же время вопросы, связанные с круглыми лесоматериалами, оставались за пределами правового регулирования. Что мы ждем от правоприменительной практики этого закона? Первое – это, конечно же, активное противодействие незаконным рубкам, второе – это переход на легальное и устойчивое лесопользование. Третье – в отрасли более активно задействованы экономические рычаги по организации ответственного лесопользования.

Сказать, что этот закон в его нынешней редакции решит все проблемы в сфере незаконных рубок, было бы неправильно. Конечно, он нуждается в совершенствовании, как и все другие законы, регулирующие лесные правоотношения. Но мы приветствуем его принятие как важный шаг в борьбе с незаконными рубками.

 

Подготовил Иван ЯКУБОВ

Источник - http://lesvesti.ru/news/expert/6822/

 

blog comments powered by Disqus