16 декабря 2013 г.

Работа в Госдуме / Российские лесные вести: "Чужие здесь не ходят"

Качество лесоустроительных работ повысят саморегулированием

В рамках «Российского леса» в Вологде состоялось последнее в 2013 году заседание экспертного совета по вопросам лесного комплекса при комитете Госдумы по промышленности, на котором его председатель, депутат Госдумы Вячеслав Позгалев подвел первые итоги работы. Любопытно, что даже заключительное заседание, несмотря на предновогодние праздничные настроения, проникшие в деловые ряды, не обошлось без жарких споров. Еще бы, ведь речь шла о, пожалуй, самой больной теме отрасли – дальнейшей судьбе лесоустройства.

В списках можно не значиться

Вячеслав Позгалев отметил самые важные вопросы, которые в течение года приходилось решать экспертному совету. В частности, Совет выступил против предложения Минфина об «обнулении» возвратного НДС на экспорт лесоматериалов. Поддержал инициативу, связанную с предоставлением специализированным государственным учреждениям права на проведение лесохозяйственных работ. Дважды возвращался к законопроекту о госрегулировании оборота круглых лесоматериалов. Обсуждал законопроект о типовом договоре аренды лесного участка, а также проблему возвращения малого бизнеса в лесной сектор.

Совету  пришлось подробно разбираться и с экспортными квотами на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород. Существовавшая до недавнего времени схема предусматривала, что право продавать необработанную древесину за рубеж получали только компании, не имеющие перед государством долгов за лесные платежи. Списки компаний формировались раз в год, что создавало трудности для новых предприятий и тех, кто расплатился с долгами. Рослесхоз рассматривал этот механизм как полезный и дисциплинирующий лесопользователей, но предлагал регулярно обновлять списки, чтобы убрать возникающие неудобства. Минпромторг пошел дальше, предложив полностью отказаться от списков. К сожалению, констатировал Позгалев, возобладала именно эта позиция.

– Теперь экспортная лицензия может быть выдана вне зависимости от того, были ли внесены арендные платежи или нет. То есть списков теперь никаких не составляется, – объяснил Позгалев.

Очевидно, что на собираемость арендных платежей за лес – а эта тема остается одной из самых болезненных для лесного хозяйства – такое решение повлияет не лучшим образом.

 Спасли и помогли

Обращения с требованием не включать лесную субвенцию в состав единой от Экспертного совета было направлено и в российское правительство, и в Торгово-промышленную палату, и в ряд общественных организаций.

 – На мой взгляд, все это сыграло решающую роль, и президентом России было дано распоряжение председателю правительства Российской Федерации до 1 декабря 2013 года подготовить предложения. На сегодняшний день лесные субвенции выделены из состава единой, – напомнил Вячеслав Позгалев о еще одной заслуге совета.

По оценке Позгалева активная позиция Экспертного совета предотвратила катастрофу, надвигающуюся вместе с единой субвенцией на лесной комплекс.

– Мы спасли лесной комплекс и поддержали агентство лесного хозяйства, потому что, если бы деньги были ликвидированы, чем бы стал заниматься Рослесхоз? Сегодня он имеет возможность управлять этими деньгами и решать вопросы обеспечения пожарной безопасности, лесовосстановления. Если бы эти деньги ушли на другие нужды, то встал бы вопрос и о судьбе Рослесхоза, – подчеркнул Вячеслав Позгалев.

По его мнению, за короткий период Экспертный совет приобрел авторитет.

– К нам прислушиваются, – убежден депутат.

Миллиард – на актуализацию

Главной темой последнего в 2013 году заседания совета стало лесоустройство. Вопрос дня: в каком направлении следует развивать лесоучетные работы, что делать с безнадежно устаревшими лесоустроительными материалами и как повысить качество лесоустройства?

То, что давно пора предпринимать экстренные меры, профессионалам объяснять не нужно. По данным руководителя управления лесного реестра, инвентаризации лесов и лесоустройства Рослесхоза Олега Солонцова,  80% лесных площадей страны имеют давность лесоустройства более 10 лет. Очевидно, что в первую очередь лесоустроительные работы должны быть проведены на тех территориях, которые предполагается использовать в ближайшее время.

Олег Солонцов: "Планы позволяют провести таксацию на всей площади лесов, которые будут переведены в аренду"

Рослесхоз собрал информацию о лесных участках, которые планируется предоставить в аренду в обозримом будущем – их общая площадь составляет 38,5 миллиона гектаров. Для реализации приоритетных проектов предполагается выделить 16 миллионов гектаров. Лесоустроительные работы за счет государства, по мнению Солонцова, необходимо проводить прежде всего на участках, которые должны быть освоены в ближайшем будущем.

Как сообщил руководитель управления, в Рослесхозе совместно с регионами был составлен план проведения лесоустроительных работ на ближайшие три года. В зоне интенсивного освоения лесов по первому таксационному разряду наиболее точными и детальными способами будут осуществляться работы на 28% площади лесных участков, по второму таксационному разряду – на 41%.

– На остальной площади лесничеств, которые не планируется передавать в аренду, мы также запланировали проведение лесоустройства, но менее затратным, дешифровочным способом, – рассказал Олег Солонцов.

В 2014 году запланировано проведение лесоустройства на 7,6 миллиона гектаров лесных участков, которые планируется передать в аренду. На эти цели государство выделяет около 1 миллиарда рублей.

– План, составленный до 2016 года, позволяет провести таксацию на всей площади, которая заявлена на передачу в аренду от субъектов Российской Федерации, – сообщил Солонцов.

К тому же за счет средств регионов и арендаторов в 2014 году лесоустроительными работами планируется охватить еще 20 миллионов гектаров лесов.

– При данных темпах проведения лесоустроительных работ площадей лесов с актуальными материалами лесоустройства недостаточно. Необходимо ежегодное проведение таксации лесов в объеме не менее 30 миллионов гектаров и соответственно увеличение работ за счет средств федерального бюджета, – отметил руководитель управления Рослесхоза.  

Представителей бизнеса прежде всего волновало, будут ли выделяться средства федерального бюджета на проведение лесоустройства только на новых участках или можно рассчитывать, что государство возьмет на себя финансирование лесоучетных работ на уже арендованных территориях.

– Единой позиции на сегодняшний день не существует. Лично мое мнение таково, что нет никаких законодательных препятствий для проведения лесоустройства, в том числе, и на арендованных территориях, – ответил Солонцов.

 Лесоустройству не хватает статуса

– Лесоустройство является важнейшим инструментом лесоуправления, – напомнил генеральный директор Рослесинфорга Александр Третьяков известную аксиому.

Он убежден, что в России именно государство – собственник лесов – должно финансировать лесоустроительные работы. Максимально рационально спроектировать использование лесов возможно только при условии актуальной объективной информации. А вот с этим в нашей стране как раз все крайне неблагополучно: например в 2007 году 67% лесов имели актуальные данные лесоустройства, а в 2013 году этот показатель упал до 20%.

– Если до 2007 года наземным способом было протаксировано 445 миллионов гектаров, то к 2013 году только 14 миллионов гектаров. Точность таксации и результаты не удовлетворяют ни государство как собственника, ни лесопользователей, – заключил Александр Третьяков.

– Мы в свое время не осознали, что отсутствие лесоустройства неизбежно приведет к снижению эффективности лесопользования в целом. Сколько раз на протяжении 200 лет наступали на эти грабли! Видимо, ничему не научились, – констатировал Третьяков.

Впрочем, руководитель Рослесинфорга не стал зацикливаться на «исторических ошибках», а сразу перешел к предложениям, способным, по его мнению, изменить ситуацию.

Прежде всего лесоустройству необходимо придать статус составной части лесоуправления. Для этого следует провести зонирование лесничеств по приоритетности проведения лесоустройства. Лесной фонд необходимо разделить на зону интенсивного лесопользования (примерно 400 миллионов гектаров) и территорию, освоение которой в течение ближайших 10-20 лет не предполагается. Понятно, что основные средства необходимо направлять на леса, которые активно осваиваются.

На территории интенсивного лесопользования следует нормативно закрепить периодичность проведения лесопользования, – предложил Александр Третьяков. На уровне законодательства должны появиться лесоустроительные стандарты, что позволит, с одной стороны, нормально финансировать работы, а с другой – контролировать их качество. Параллельно, считает Третьяков, нужно создать государственный фонд лесоустроительной информации, которая была бы представлена в едином формате.

– Без такой комплексной информации государству невозможно принимать правильные управленческие решения, – отметил он.

Для решения финансовых проблем Третьяков предлагает закрепить конкретный уровень софинансирования со стороны арендаторов и регионов. По его расчетам, годовой бюджет лесоустроительных работ для лесных ресурсов России при 10-летней цикличности не может быть меньше 2 миллиардов рублей в год. Это позволит ежегодно проводить лесоустройство на площади 35-40 миллионов гектаров.     

Не секрет, что в последнее время на рынке лесоучетных работ появилось немало недобросовестных компаний, которые, играя на понижение, выигрывают госконтракты, но, получив бюджетные средства, затягивают время, выполняют таксацию на крайне низком качестве или вообще оказываются не в состоянии сделать работу, требующую высокой квалификации. Александр Третьяков предложил весь комплекс лесоустроительных работ возложить на инженера-таксатора, имеющего квалификационный аттестат и работающего на предприятии, которое должно быть членом саморегулируемой организации.

Такое предложение вызвало бурную реакцию участников Экспертного совета, заставив выйти к трибуне как противников, так и сторонников создания подобного профессионального «фильтра».

Про капусту, соблазны и СРО

Директор НП СРО «Лесной союз» Виктор Грачев убежден, что нынешняя ситуация с качеством лесоустроительных работ может свести к нулю все усилия государства. При этом немалые средства, выделяемые на таксацию лесов, могут оказаться потрачены впустую.

– Не секрет, что нередко торги выигрывают сомнительные организации, для которых вопрос о качестве выполнения лесоустроительных работ даже не стоит. Рассуждают так: главное – получить госзаказ, а дальше пусть голова болит у заказчика. Беда в том, что сегодня любая организация, имеющая весьма смутное представление о том, что такое лесоустройство, может выиграть торги, – сказал Грачев.

Виктор Грачев: "Любая организация, имеющая смутное представление о том, что такое лесоустройство, может выиграть торги"

По его мнению, предложенный Третьяковым вариант, когда в роли главного «регулятора качества» выступает саморегулируемая организация, позволит отсеять непрофессионалов и организации с сомнительной репутацией. Аналогичный механизм, уверен Виктор Грачев, можно было запустить и при проведении лесовосстановительных работ, где также требуются профессиональные навыки, специальная техника и опыт. 

Сомнения высказал заместитель главы Рослесхоза Александр Панфилов, напирающий на бюрократические процедуры, которые могут стать серьезным препятствием при реализации этого предложения. Вячеслав Позгалев согласился, что вопрос дискуссионный, но, с его точки зрения, лучше предпринять какие-то реальные шаги, чем сидеть, сложа руки.

Не усидел на месте председатель комитета лесного хозяйства Московской области Евгений Трунов, речь которого была, как обычно, эмоциональна, образна и ярка. Он отметил, что заказчиком лесоустройства должно быть только государство. В противном случае у арендаторов будет слишком сильный соблазн вырубить самые лакомые участки леса, предварительно «убедив» таксаторов сделать «правильное» лесоустройство.

– Нельзя ставить охранником капусты наших рогатых животных, – перешел Трунов к образам.

Руководитель областного комитета полностью поддержал предложение Третьякова.

– Сделать это через саморегулируемые организации, мне кажется, – один из лучших вариантов, – считает Трунов.

Евгений Трунов убежден: заказчиком лесоустройства должно быть только государство

Некоторые выступающие высказывали опасение, что ставка на саморегулируемую организацию как гарантию от недобросовестных и непрофессиональных компаний может привести к тому, что предприятия, которые захотят вступить в СРО, «обложат данью», как это произошло в строительной отрасли. Однако никаких более интересных и действенных предложений на заседании совета никто так и не услышал.

– Нужно согласиться, что сама идея может быть поддержана Экспертным советом, – подвел итоговую черту Вячеслав Позгалев, не исключая возможности дальнейшей проработки вопроса.

Теперь начинается самый серьезный этап работы – идея о создании саморегулируемой организации на рынке лесоустроительных работ должна обрести статус закона.

 

Антонина КРАМСКИХ

Источник - http://lesvesti.ru/news/power/6698/

 

blog comments powered by Disqus