29 ноября 2011 г.

Аудио / Выступление в программе «Слово Губернатору», посвященное итогам работы Заксобрания области седьмого созыва

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

30 ноября состоится заключительная сессия депутатов Законодательного собрания седьмого созыва. А 4 декабря нам предстоит избрать новый состав депутатов не только областного парламента, но и Государственной Думы России.

Я благодарен этому составу Законодательного Собрания за нашу совместную работу. За эти четыре года сделано немало. В частности, за этот период депутаты приняли более тысячи законов области. При этом необходимо учитывать, что любые реформы, какой бы сферы жизни они не касались, прежде всего, требуют соответствующего законодательного обеспечения.

Может быть результаты нашей совместной работы за последние четыре года так очевидны. Масштабные изменения в рамках целой области, а тем более всей страны, не всегда дают мгновенный эффект. И даже самые нужные и правильные реформы могут быть болезненны. Потому что они затрагивают множество разных групп людей с разнообразными, иногда противоречивыми интересами. Но на этот счет есть хорошее высказывание: «настоящий политик думает не о будущих выборах, а о будущем поколении». Надо найти в себе мужество думать не только о сегодняшнем дне, но и о перспективе, о будущем наших детей и внуков.

Впрочем, «уничижение паче гордости» – говорит религиозная мудрость. Надо уметь трезво оценивать действительность и не вгонять себя в искусственный пессимизм. Вы посмотрите вокруг! Страна успешно развивается. Причем это не просто экономический рост, измеряемый цифрами, которые кому-то могут показаться абстрактными и далекими от реальной жизни. Сегодня строятся детские сады, спортивные комплексы, открываются цифровые школы, переоснащаются больницы, реализуются крупные инвестиционные проекты в промышленности. Улучшается качество жизни наших граждан.

И было бы преступлением свернуть с выбранного пути, бросить начатое, все разрушить, как уже было когда-то, чтобы потом опять начинать сначала, но с гораздо худших позиций.

Однажды выбрав профессию, мы часто в итоге выбираем не только определенные профессиональные навыки. Но и определенный взгляд на мир. По образованию я – инженер. В силу своих должностных обязанностей мне приходится ежедневно решать вопросы, находящиеся в плоскости политики, экономики, культуры, социальной сферы. Однако чаще всего я рассматриваю их с инженерной точки зрения. Мне кажется, что это и есть универсальный подход к решению многих общественных проблем. И как инженер могу сказать, что если грамотно подойти к формированию какой-либо сложной системы, она будет работать бесперебойно и конструктивно.

К формированию законодательной власти области мы шли долгим путем, и сейчас можно сказать, что нами выбран оптимальный вариант функционирования этой системы. Первый состав областного парламента был избран еще в 1994 году и состоял из пятнадцати депутатов. Затем их число возросло до тридцати. Первоначально в нашем парламенте был применен принцип ротации, то есть смены каждые два года половины депутатского корпуса. Такой подход обеспечивал преемственности работы депутатов. Поэтому традиции законодательной работы, заложенные изначально, очень четко соблюдались. И, в частности, традиция конструктивных взаимоотношений законодательной и исполнительной власти.

Сейчас эту роль – и хранителей политического опыта, и инструмента осуществления обратной связи с избирателем – взяли на себя политические партии и их фракции в Законодательном собрании. В соответствии с новой ролью партий в политической жизни нашего региона парламент вырос до 34 депутатов и стал формироваться по смешанному принципу: половина состава избираются в одномандатных округах, другая половина – по спискам политических партий.

Наличие четырех партийных фракций, представляющих свои региональные партийные структуры, дает возможность для представления практически всего спектра политических взглядов населения области. Такая представительность позволяет нам через дискуссии, обсуждение различных позиций, сопоставление важнейших законодательных инициатив оперативно принимать взвешенные решения и при этом не утонуть в говорильне. Именно так мы работали в начале 2009 года. Граждане еще отдыхали в новогодние каникулы, а Правительство области совместно с депутатами активно работали над пакетом необходимых антикризисных мер. И я уверен, что именно благодаря слаженной работе ветвей власти значительная часть вологжан узнала о кризисе исключительно из СМИ.

Такие перемены в организации парламентской работы не удивительны – менялась страна, область, с ней менялся и парламент. Важно, что нам удалось сохранить курс на постепенное, но неуклонное повышение благосостояния наших граждан. Вот несколько показателей: за последние десять лет количество вологжан с доходами ниже прожиточного минимума снизилось на 123 тысячи человек (с 331 до 208 тысяч). 10 лет назад обладателей доходов в 15 тысяч рублей насчитывалось одна десятая процента от общей численности населения! Большинство наших земляков имели в то время доходы от одной до трех тысяч рублей в месяц. В 2010 году доходы более 15 тысяч рублей имели уже более трети жителей области. О росте благосостояния жителей области свидетельствует и тот факт, что многие смогли улучшить свои жилищные условия самостоятельно: за 15 лет в области построено 100 тысяч квартир, из них 80 тысяч квартир вологжане смогли приобрести за свой счёт.

В 2010 году среднемесячная заработная плата в области составила девятнадцать с половиной рублей. И мы планируем, что в 2014 году она превысит двадцать шесть тысяч. Областной бюджет на будущий год сохранил свою социальную направленность: 70% бюджета будут направлены на социально-значимые расходы.

Важно сохранить этот курс на поэтапное улучшение жизни вологжан. Ведь экономическое развитие любого региона (да и страны в целом) во многом зависит от продуманной долгосрочной политики. Инвесторы во всем мире охотно вкладывают свои ресурсы в экономику тех стран, где есть стабильность. Вологодская область такое доверие инвесторов заслужила. Я думаю, в ближайшее время нас ждет буквально бум инвестиционных поступлений. Однако состоится ли он, зависит от того, насколько стабильной будет политическая и экономическая ситуация в нашем регионе. Если мы сейчас остановимся, бросим все начатые дела на пол-пути, не только наша область, но и наша страна, пожалуй, уже никогда не сможет достичь того уровня развития, которого она действительно заслуживает.

Впереди перед нами стоят не менее сложные задачи. Многие европейские страны, да и мировая экономика в целом балансируют на грани финансового кризиса. Наша экономика – часть мировой, и встретить возможные трудности мы должны, как говорится, «во всеоружии», в том числе и с грамотной управленческой командой, частью которой является высокопрофессиональный депутатский корпус.

Исполнительная и законодательная власть должны работать в связке, поэтому я бы рекомендовал политическим партиям предлагать избирателям не только список кандидатов в депутаты, но и предполагаемый список будущего правительства области. А для федеральных выборов – правительства страны. Я думаю, уважаемые избиратели, мы бы узнали много нового о кадровых возможностях той или иной партии.

Мне часть задают вопрос: как определить, кто из депутатов сможет наилучшим образом отстаивать интересы избирателей? Прямо скажу, вопрос не простой. Здесь есть одна важная деталь. Еще со времен советских безальтернативных выборов мы привыкли, что депутат выполняет некие наказы избирателей, и если он их выполняет плохо, такого депутата можно и отозвать.

Сегодня все не так. Основная работа депутата – это нормотворческая деятельность. То есть подготовка и утверждение законодательных актов, прежде всего – бюджета региона, а также контроль за его исполнением.

В связи с чем, на мой взгляд, депутат должен не только понимать интересы рядового избирателя, но и возвысится до понимания того, как должна развиваться область и страна. А может быть даже понимать, как развивается мир в целом. Ведь наша область, как и наша страна, активно включены в мировую экономику и зависят от мировых экономических процессов.

Это требует от кандидата глубоких экономических, политических, правовых и других знаний и серьезного управленческого опыта. Другими словами, требовательный избиратель обязательно должен посмотреть биографические данные кандидата. Что он создал в своей жизни? Какие общественно-значимые проекты реализовал? Насколько заслужил доверие людей?

Я не буду говорить набившие оскомину слова о необходимости придти 4 декабря к избирательным участкам. Участие в выборах в нашей стране – дело добровольное. А самый главный судья для человека – его совесть.

Но я рекомендую вам, уважаемые вологжане, когда вы в реальной жизни столкнетесь с некачественными решениями, беззаконием, некомпетентностью представителей власти, да по-просту хамством со стороны чиновников, спросите самого себя: а что я лично сделал, чтобы этого не было?

«Демократия худшая форма правления, за исключением всех остальных» – справедливо говорил Уинстон Черчилль. И во всех демократических странах мира главный способ определения человеком своей политической судьбы – это участие в выборах. Вот почему необходимо сделать усилие над собой, отбросить все эмоции и рационально принять решение и проголосовать.

До свидания уважаемые радиослушатели!

До новых встреч!

blog comments powered by Disqus