24 октября 2011 г.

Аудио / Выступление в программе «Слово Губернатору», посвященное теме развития дорожной сети

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

Россия – огромная страна. Мы занимаем одну седьмую часть суши. Наша страна раскинулась на девять часовых поясов. Неудивительно, что средства коммуникации и в первую очередь дорог занимают такое важное место в русской культуре.

Вспомним гоголевское сравнение Руси с «птицей-тройкой»! Или лермонтовское стихотворение «Выхожу один я на дорогу», ставшее романсом «Эх, дороги: пыль да туман»! А сколько народных песен сложено о дороге!

В то же время эти огромные пространства всегда поражали и пугали иностранцев. Губили вражеские армии. Неслучайно, фразу «в России нет дорог – только направления» приписывают Наполеону, завоевавшему Европу, но с позором изгнанному из России.

Дорога для нашей страны – это еще и важнейшая экономическая категория. По некоторым подсчетам, транспортные издержки в цене конечного продукта в России составляют 20 %, тогда как в других развитых странах – 7-10 %.

Неразвитость дорожной инфраструктуры является настоящим тормозом нашего экономического роста, негативно отражается и на безопасности людей, и на экологии. А значит, строительство и содержание дорог всегда будет важнейшим направлением политики нашего государства.

«Дорожный вопрос» особенно актуален для нашей области. Вологодчина отличается выгодным географическим положением в системе транспортных коридоров государства. Через область проходят транспортные магистрали, соединяющие центральную Россию с её северными и восточными территориями. Не случайно все пути первооткрывателе Сибири и даже Америки пролегали через Вологодскую область.

Сейчас, если считать вместе с городскими улицами, в нашей области более 30 тысяч километров автодорог. У нас в регионе используются все виды транспорта, в том числе и трубопроводного, а Череповец называют портом пяти морей.

По территории области проходит 11 тысяч километров автомобильных дорог общего пользования, а также федеральная магистраль М8 «Холмогоры» (Москва-Архангельск) и федеральная дорога Вологда – Новая Ладога. Можно сказать, что Вологодчина – это транспортный перекресток европейской части страны. Карта нашего региона – это сплошные транспортные пути.

Но не всегда в своей истории Вологодчина могла похвастать хорошим развитием дорожной сети. Еще каких-то полвека назад лучшим, эффективным (да, пожалуй, и единственным) путем на восток области был водный – по Сухоне. А во многие населенные пункты и сейчас можно добраться только вертолетом.

Однако в целях развития транспортной инфраструктуры за последние годы в нашей области реализован целый комплекс инвестиционных проектов. И времена, когда, например, на поездку в Великий Устюг уходило до пяти дней, ушли в прошлое. Сейчас при наличии прямой автодороги из областного центра (через Нюксеницу, где построен мост через реку Сухону) такая поездка займет один-два дня, при этом дорога от Вологды до Великого Устюга – шесть часов.

Сегодня развивается и дорожная сеть, и придорожная инфраструктура. Это, в частности, отмечают и туристы, которые едут на Родину Деда Мороза. Следствием недавно построенной подъездной автомобильной дороги к Вотчине явился рост туристского потока.

За последние десять лет введено в эксплуатацию либо отремонтировано почти тысяча двести километров автомобильных дорог и более девяти тысяч погонных метров мостов!

За прошедшее десятилетие построено три пусковых комплекса обхода Вологды, позволяющие обеспечить проезд транзитного транспорта, минуя областной центр, тем самым улучшить условия движения транспорта, повысить безопасность дорожного движения, разгрузить улично-дорожную сеть города и улучшить экологическую обстановку.

Построена автомобильная дорога Вологда – Медвежьегорск, не только соединяющая Вологодскую область с Республикой Карелия, но и связавшая между собой важнейшие транспортные коридоры России: на Екатеринбург, на Пермь, на Махачкалу.

Возведена путепроводная развязка через автодорогу Вологда – Новая Ладога в поселке Шексна. Построены другие объекты транспортной инфраструктуры.

На сегодняшний день все районные центры имеют устойчивую связь с областной столицей. А область в целом – надежные выходы в соседние регионы.

Конечно, не все задуманное удалось осуществить. Одна из причин – разразившийся в 2008 году мировой финансово-экономический кризис. Другая причина – ликвидация дорожного фонда.

Сейчас перед нами стоит задача создания современной транспортной инфраструктуры, предусматривающей дальнейшее формирование единой региональной дорожной сети, с качественным дорожным покрытием, с соответствующим обустройством: разметкой, бордюрами, остановочными комплексами, освещением. Существенным подспорьем в этой работе станет решение Председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина воссоздать Дорожный фонд.

В нашей области, в соответствии с областным законом, дорожный фонд должен заработать с 1 января 2012 года. Это позволит минимум в три раза увеличить финансирование дорожного хозяйства области!

Создание фонда позволит не только выполнять ежегодные нормативы по реконструкции и ремонту дорожных сетей, но и существенно увеличить расходы областного бюджета дороги области. При этом каждый город или район вправе создать свой дорожный фонд. Главное условие для работы любого подобного фонда — абсолютная прозрачность движения денежных средств.

В этом году на строительство содержание и ремонт дорог выделено более миллиарда трехсот миллионов рублей.

Для решения проблемы пропускной способности автодорог в Вологодской области в последнее время делается многое. В Череповце сейчас идёт строительство путепроводной развязки у моста через реку Ягорба. Эта развязка призвана разгрузить от транспорта центральную часть города металлургов. Несколько раз расширялся проспект Победы, чтобы ликвидировать пробки.

В Вологде идёт реконструкция автодороги М-8 «Холмогоры» и А-114 Вологда – Новая Ладога на выездах из города. Вскоре здесь откроется четырехполосная дорога с качественным покрытием, что позволит увеличить пропускную способность с 10 до 15 тысяч автомобилей в сутки. Параллельно с реконструкцией автодороги М-8 «Холмогоры» проводятся и другие работы: сносятся ветхие дома, попавшие в площадь строительства трассы, перекладываются коммуникационные сети. Далее предстоит убрать кусты вдоль реки, засохшие деревья, укрепить берег реки, поставить новые остановочные комплексы. По въездным дорогам наши гости делают свои первые выводы о столице Вологодской области. И если мы хотим сделать Вологду привлекательным городом, мы должны обратить внимание и на въезды в город, которые должны соответствовать статусу столицы.

По окончании реконструкции дорожного полотна на улице Железнодорожной, планируется отремонтировать участок до аэропорта. И тогда дорога из Вологды на Архангельск приобретёт полностью цивилизованный вид.

В районах области также идет большая работа: строится либо ремонтируется более 70 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры: дорог, мостов, обходы.

Одно из важных направлений нашего внимания – лесные дороги. Практика строительства лесных дорог показала их высокую значимость для обеспечения мероприятий по лесовосстановлению, охране и защите лесов, проведению противопожарных мероприятий. В то же время в строительстве дорог должна быть и экономическая целесообразность. В этой связи важными являются дороги, которые ведут к предприятиям области, расположенным в районах: сельскохозяйственным, лесозаготовительным, лесоперерабатывающим и так далее. Это не только позволит создавать рабочие места на самих дорогах, но и привлечет новых партнеров, снизит транспортные расходы. Удар по бездорожью всегда оживляет экономику!

Качественные дороги – это еще и наша безопасность. В частности, в последние годы мы сделали немало, чтобы обезопасить наши дороги от животных – лосей, кабанов, медведей - которые периодически выходят на трассу. Ведется большая работа по расширению придорожной полосы. Вырубается лес возле дороги. На сегодняшний день 363 километра областных дорог плюс свыше четырехсот километров федеральных расчищено именно таким образом. Приоритет отдается участкам с высокой интенсивностью движения.

Кроме этого, мы устанавливаем специальные знаки и информационные щиты, предупреждающие водителей о возможном внезапном появлении лосей. И даже (скажем корректно) регулируем численность животных в местах обитания, прилегающих к дорогам. Все эти меры дают результаты: в 2009-м году на дорогах области произошло 111 столкновений автотранспорта и животных, в 2010 – 82, в 2011 – 64 таких аварии.

Но, к сожалению, главная причина ДТП –недисциплинированность водителей. Из-за этого происходит более 80% аварий. Чаще всего водители превышают скорость либо садятся за руль в нетрезвом состоянии.

Особенно больно, когда в авариях гибнут дети. За шесть месяцев этого года в авариях семь детей погибло и сто восемнадцать получили травмы. Причем треть аварий произошла из-за нарушения правил дорожного движения самими детьми. А остальные две третьих – по вине взрослых. Впрочем, взрослые виноваты во всех таких авариях: потому что не объяснили, не остановили, не уберегли…

Мероприятия по разъяснению детям правил поведения на дороге ГИБДД проводит постоянно. Но главная ответственность, все-таки, лежит на родителях.

Состояние дорожного хозяйства области напрямую связано с деятельностью множества людей, посвятивших жизнь работе в дорожной отрасли. От их труда, особенно в зимний период, зависит жизнь в отдаленных деревнях, малочисленных населенных пунктах. В большинстве своем – это люди долга, беззаветно отдающие себя выбранной профессии.

Кстати, в октябре мы отмечаем два праздника, посвященных работникам дорог. 16 октября мы отмечали День работников дорожного хозяйства, а 30 октября будем отмечать День работников автомобильного транспорта.

Хочу пожелать работникам этих важных отраслей успешной работы на благо области, здоровья и благополучия в семье.

А также всем вологжанам желаю хороших и безопасных дорог. Будьте внимательны, берегите себя и соблюдайте правила дорожного движения. Удачи!

До свидания, до новых встреч!

blog comments powered by Disqus