18 июля 2011 г.

Аудио / Выступление в программе «Слово Губернатору», посвященное теме профобразования

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

Вот и пришло долгожданное лето. Для кого-то лето – радостная пора отпусков и летних каникул. Но для выпускников школ и их родителей лето – время сложного профессионального самоопределения. Выбора, от которого во многом зависит будущее человека.

Этот выбор важен для школьников, которые завершили большой, сложный, трудный этап общеобразовательной подготовки.

Этот выбор важен для родителей, которые мечтают, чтобы дети выбрали хорошую профессию. Хотя многие часто путают хорошую и престижную. И эта мечта о престиже часто становится помехой для прагматического подхода к образованию.

Этот выбор важен для учителей. Многие по-прежнему оценивают труд педагога по тому, сколько выпускников из класса и в какие вузы поступили.

Но этот выбор важен и для общества. Для нас с Вами. Потому что от него зависит не только личный успех выпускников. От него зависит, получит ли экономика области через несколько лет молодые кадры по востребованным профессиям, или получит дополнительный набор в армию безработных и нагрузку на бюджет в виде пособий по безработице.

Мы не раз уже говорили об изменениях, произошедших в последние десятилетия на рынке труда. Тем не менее ситуация заставляет возвращаться к этому разговору снова и снова.

К сожалению, количество обучающихся по востребованным для региональной экономики профессиям едва превышает 60 процентов. Нашей экономике требуется в шесть раз меньше экономистов и юристов, чем их реально готовится. В итоге по полученной профессии трудоустраиваются только сорок процентов выпускников.

Загруженность мощностей в системе профессионального образования составляет менее семидесяти процентов. За последние пять лет контингент начального профобразования уменьшился практически вполовину. Между тем, как справедливо заметил Президент Дмитрий Медведев, «без квалифицированных рабочих модернизация не получится». Между тем в этом деле мы значительно отстаем от многих стран.

По международным оценкам, комплексный показатель уровня квалификации рабочей силы в России едва достигает средних показателей: 53 балла из 100 возможных. По этому показателю мы уступаем не только США, Японии или Германии, но и Южной Корее, Чехии, Турции и Польше. В то же время наша экономика испытывает острейшую потребность в высокопрофессиональных работниках начального и среднего звеньев производства. В газоэлектросварщиках, электромонтера, машинистах кранов, сталеплавильщиках, станочниках, электриках, стропальщиках и множестве других рабочих профессий. Это самые востребованные на сегодня профессии и самая высокооплачиваемая работа.

Сегодня перед страной стоит задача «прорывной» модернизации, создания «умной», инновационной экономики. Но базой для этого прорыва остается развитая индустриальная экономика.

В соответствии с таким подходом мы и формируем в нашем регионе эффективную сеть учреждений профессионального образования.

Для каждой отрасли экономики области были определены учебные заведения и базовые организации, которые будут совместно обеспечивать подготовку кадров.

Базовые организации активно участвуют в процессе подготовки, имеют долгосрочные договоры с учебными заведениями на целевую подготовку по специальностям среднего профессионального образования. Это такие предприятия, как ОАО «Вологодский текстиль», ОАО «ФосАгро ФГ», ОАО «Череповецкая ГРЭС», ОАО «Северсталь».

По заказу работодателей часть профильных училищ преобразованы в многоуровневые учреждения среднего профессионального образования. То есть они будут вести подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, которые имеют несколько рабочих профессий.

Сейчас открыто тринадцать новых специальностей, в которых заинтересованы работодатели. Закупается оборудование и учебно-методические комплексы, совместно определяется содержание подготовки, гарантируется социальная поддержка обучающихся, и последующее трудоустройство выпускников. Софинансирование такой подготовки работодателями превышает 50 миллионов рублей.

Например, ОАО «Северсталь» оказало поддержку четырем учреждениям профессионального образования в объеме почти десять миллионов рублей.

Мы также будем активно привлекать предприятия к повышению квалификации наших педагогических работников. Поставлена задача к 2015 году обеспечить прохождение стажировок на профильных предприятиях 80 % педагогических кадров.

Кроме того, к работе по созданию в нашей области нового слоя квалифицированных рабочих подключились «Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области», и Торгово-промышленная палата. С их участием планируется создать региональный сегмент общероссийской системы сертификации квалификаций.

В результате выпускники учреждений профессионального образования смогут получить на повышенный квалификационный разряд по рабочим профессиям приоритетных отраслей экономики области.

В рамках реализации национального проекта «Образование» на конкурсной основе лучшие колледжи области получили существенную материальную поддержку. Так, Тотемский политехнический колледж получил 46 миллионов рублей, 23 миллиона из федерального бюджета, 20 миллионов рублей из областного бюджета и 3 миллиона рублей – средства учреждения и работодателей. Череповецкий индустриальный колледж им. академика И.П. Бардина получил соответственно 60 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов.

Всего в нашей области четыре учреждения начального и среднего профессионального образования стали победителями национального проекта «Образование» и получили государственную поддержку в общем объеме 210 миллионов рублей. На выделенные средства они провели реконструкцию помещений, разработали новые образовательные стандарты, занялись повышением квалификации педагогических работников. Как итог – при поступлении в эти учебные заведения сегодня конкурс абитуриентов четыре человека на место.

Кстати, уникальную – а все уникальное высоко ценится рынком – профессиональную подготовку предлагает абитуриентам Губернаторский колледж народных промыслов. В прошлом году был сделан хороший ремонт здания, теперь это современный учебный комплекс, где готовят отличных специалистов. Лучшие учащиеся получают губернаторские стипендии.

Еще один момент. Престижу рабочих профессий, несомненно, способствуют конкурсы профессионального мастерства. В нашей области накоплен большой опыт проведения подобных мероприятий.

Конкурсы позволяют выявить лучших из лучших. Способствуют повышению престижа и росту популярности рабочих профессий, пропаганде передового опыта работы. Развитию наставничества, передаче профессиональных навыков молодому поколению. Это один из путей решения важной социальной задачи — создания условий для обеспечения достойного уровня жизни рабочих и их семей.

Токари и фрезеровщики, каменщики и штукатуры, механизаторы и пахари, ткачи и прядильщики ежегодно соревнуются между собой, умело применяя в состязаниях не только полученные во время обучения теоретические знания, но и свои практические навыки профессиональной деятельности. В текущем году данные мероприятия проводятся в рамках регионального проекта «Мастера Вологодчины», предполагающего более 20 конкурсов, повышающих престиж самых разных профессий. Да и поощрение победителей становится более существенным. Это автомобили, тракторы, квадрациклы, моторные лодки и другие дорогостоящие призы.

К системе многоуровневого образования подключаются и вузы. Так, Вологодский машиностроительный техникум введен в состав Вологодского государственного технического университета.

Современная экономика предполагает постоянное повышение квалификации, совершенствование своих профессиональных навыков. Получение не только нового профессионального опыта, но и новых знаний. Готовность быстро сменить профессию и даже место жительства в соответствии с изменениями на рынке труда.

В этом смысле я ни в коем случае не призываю к массовому отказу от высшего образования. Но, на мой взгляд, высшее образование – это вершина профессионального роста, а не его начало. Правильнее начать с получения рабочей профессии, и только после этого, уже со знанием жизни решить, к каким вершинам высшего образования стремиться.

На собственном опыте могу утверждать, что без прохождения школы жизни на производстве трудно, скорее даже невозможно выбрать правильный путь в жизни. А сделав ошибку при выборе профессии, человек затем всю жизнь живет как пустоцвет. Без всякого интереса, не принося пользы обществу, да и самому себе.

Вузы региона также имеют реальные предпосылки для более эффективного использования своего научного потенциала. Об этом говорит и количество проходящих обучение аспирантов, и накопленный опыт в проведении хоздоговорных работ. Чтобы исправить сложившуюся с востребованностью выпускников ситуацию, в ведущих вузах области, таких как ВоГТУ и ЧГУ вводятся новые специальности.

Со своей стороны мы выстраиваем систему государственной поддержки как для развития научного потенциала, так и инновационного развития. Мы предоставляем государственные научные гранты. Мы поощряем государственными премиями по науке и технике за выдающиеся работы, открытия и достижения, научно-технические исследования и опытно-конструкторские разработки способствующие развитию научного и технического потенциала области.

И эту поддержку, хотя и с учетом возможностей областного бюджета, мы будем оказывать и впредь. Приоритетным направлением является также создание регионального инновационного центра в рамках соглашения с Московской школой управления «Сколково».

Вообще, какое бы место в итоге не занял нынешний выпускник, как бы ни сложилось его профессиональная карьера, важно, чтобы на любом месте он понимал ценность труда и был настоящим работником. Как говорил писатель Василий Шукшин, «Все ценное и прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего». И я уверен, вы с ним согласитесь.

До свидания, уважаемые радиослушатели!

До новых встреч!

blog comments powered by Disqus