06 апреля 2011 г.

Аудио / Выступление в программе «Слово Губернатору», посвященное Международному дню театра

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

27 марта во всем мире отмечался Международный день театра. И сегодня мы будем говорить о театральном искусстве. Заранее предвижу недоуменный взгляд некоторых радиослушателей. В нашей жизни столько проблем, а Губернатор вдруг заговорил о театре! Но, по-моему мнению: театр, как совесть у человека. Ведь можно решать проблемы бессовестно, не оглядываясь на принципы морали. Так и театр – он, как совесть общества, не позволяет забывать о духовных ценностях.

И очевидно для того, чтобы противостоять трудностям, нужна, прежде всего, сила духа, а искусство – один из главных способов формирования нашей духовности. Особенно театральное искусство. «Театр умеет говорить о том, для чего ещё не родились нужные слова и понятия и нет изобразительных средств в других видах искусства» – говорил великий русский режиссер и теоретик театрального искусства Константин Станиславский. А как известно, систему Станиславского изучают актеры во всем мире.
Действительно, театр - это ни с чем несравнимое искусство. Его особенность заключается в том, что события как бы непосредственно происходят перед зрителем.

Зритель становится их свидетелем и соучастником, и это определяет особую силу идейного и эмоционального воздействия театра. Именно поэтому оказались глубоко не правы все, кто когда-то, в связи с появлением кино, а затем телевидения предсказывал театральному искусству скорую гибель.

Живое, возникающее непосредственно на спектакле эмоциональное взаимодействие, творческое партнерство художника и аудитории, сцены и зала, актера и публики остается особой привилегией театра, его неоспоримым качеством.

Не случайно театр – это очень древнее искусство. Первое упоминание о театральной постановке, обнаруженное археологами в Египте, датируется 2500 (две тысячи пятисотым) годом до нашей эры!

Истоки русского театра лежат в народном творчестве: в обрядах, праздниках, связанных с трудовой деятельностью. Предшественником русского театра также были игрища народных лицедеев - скоморохов. Такие представления всегда были не только народной забавой, но и своеобразным способом выражения общественного мнения, возможностью донести народную правду до власть имущих.

В 17 веке театральные постановки ставились учащимися в стенах Славяно-греко-латинской академии, а также при дворе царя Алексея Михайловича. Говорят, царю так понравилась одна из постановок, что он смотрел ее десять часов подряд.

А официальное существование театра в нашей стране было положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра.

Перефразируя известную фразу, можно сказать, что театр в России – больше чем театр. Выход в свет новой пьесы становился общественным событием. Многие знаменитые драматические произведения не сразу нашли дорогу к зрителю. Например, пушкинский «Борис Годунов» впервые был напечатан в 1831 году, после отмены цензурного запрета, тяготевшего над ним в течение почти шести лет, а первая постановка драмы состоялась только в 1870 году.

А публикация гоголевского «Ревизора» была разрешена лично императором Николаем Первым. Царь присутствовал на первом представлении. Рассказывают, что он много смеялся, в заключение сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех».
Эту общественную направленность русский театр сохранил и в двадцатом веке. С ростом городского населения также росло значение театра как центра городской культуры. Места образования и воспитания горожан.

Впрочем, категорически не соглашусь, если кто-то из вас, уважаемые радиослушатели, скажет, что театр – это привилегия города, дело почти столичное, как сейчас модно говорить – «элитарное». Театральное искусство – это народное искусство. В нашей области, например, тридцать народных театров – почти в каждом районе области! И, причем, не только в районных центрах.

Сам я очень люблю театр. Еще в студенческие годы, во время учебы в Ленинграде, мы с женой всегда в свободное время ходили в театр имени Ленсовета, театр драмы имени Пушкина. Однажды посчитали свой семейный студенческий бюджет, и оказалось, что одна из самых больших статей расходов – театральные билеты!

Эту любовь к театру я храню и по сей день. Несмотря на занятость, стараюсь найти время посетить театральные постановки и в столицах, и в Вологде. И каждый раз убеждаюсь в огромной моральной силе театра.

Дело в том, что изменения в нашем обществе в последние десятилетия происходили так стремительно, что искусство не успевало осмысливать происходящие перемены. Многие формы и жанры искусства деградировали. Массовое искусство (в просторечии – «попса»), часто обращенное к самым низменным инстинктам человека, заполнило телеэкраны.

Но театр в этих условиях сохранил способность говорить со зрителем о современных проблемах «вечным» языком классики: Островского, Чехова, Шекспира, Мольера и так далее. Ведь потому она и классика, что в ней поднимаются темы, не зависящие от сегодняшней конъюнктуры: жизнь, смерть, любовь, предательство…

На такие спектакли я бы в обязательном порядке рекомендовал ходить многим госслужащим, чтобы видеть, как чиновничьи пороки: казнокрадство, чванливость, бюрократизм, чинопочитание выглядят со стороны. «Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность» – справедливо говорил немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер.

Особенно это полезно тем, от кого зависит принятие основополагающих решений. Думаю, что если бы сегодняшние реформаторы посмотрели спектакль «Враги» Горького, а я недавно посмотрел этот спектакль в записи 1952 года, меньше бы допустили ошибок в управлении своими предприятиями. Меньше было бы социальных конфликтов.

Особую надежду вселяет то, что на спектаклях я встречаю много молодежи. Для меня важно видеть реакцию нынешних молодых людей на то, что происходит на сцене. Видеть, как во время спектакля они буквально становятся другими: горят глаза, на лицах проявляется чувство сопереживания героям.

Ведь человек и в двадцать первом веке остается человеком, и театр зримо дает возможность ощутить в себе этот заряд человечности.

Как глава региона я стараюсь в меру своих сил поддержать театральные труппы, помочь актерам, особенно молодым. Вот почему родилась идея провести конкурс на соискание премии «Любимый актер». В определении победителя посредством Интернет-голосования смогли принять участие все жители области. Я поздравляю победителей: актрису Череповецкого Камерного театра Татьяну Шестерикову и артиста Вологодского драматического театра Сергея Закутина. А также актеров, отмеченных профессиональными конкурсными премиями Вологодского отделения Союза театральных деятелей России за лучшие роли 2010 года: Алену Данченко, Валентина Овсянникова, Ольгу Юганову, Николая Акулова, Ларису Афанасьеву, Всеволода Чубенко, Владимира Даценко, Марину Мизину, Валентину Бурбо, Ларису Григорову, а также Леонида Рудого, награжденного за большой личный вклад в развитие театрального искусства Вологодской области.

Мною принято решение об увеличении заработной платы работникам театров.

Театральные традиции на Вологодчине очень сильны. Первые театрализованные представления в Вологде стали даваться еще в конце XVIII века учащимися духовной семинарии.

В годы Великой отечественной войны многие видные театральные деятели находились в эвакуации в Вологде. Именно благодаря им планка театрального мастерства была поднята на очень высокий уровень, не снижать которую стараются и нынешние мастера сцены. А имена Алексея Семенова, Марины Щуко и других мастеров стали достоянием и гордостью нашей культурной жизни.

Вологжане и сейчас по праву гордятся творчеством наших мастеров сцены. На театральных подмостках Вологодчины с успехом реализуются престижные театральные проекты «Голоса истории» и «Лето в Кремле», ставятся лучшие пьесы классического и современного репертуара, воплощаются смелые, незабываемые эксперименты.

Мы ставим задачу расширения театральной деятельности. Очень важно, чтобы в дни школьных каникул школьники из наших сельских школ могли приехать на спектакли, да и сами актеры не должны гнушаться выступать на сельских подмостках. Для этого нужны новые творческие решения, может быть, развитие малых театральных форм, и мы будем поддерживать такие идеи.

Сегодня главные проблемы для нашей области – экономические. Кто-то скажет – не до театра. Однако для нас экономический рост – это только часть решения проблем. Главная цель – обеспечение высокого качества жизни нашим гражданам. И искусство, особенно театральное, играет в формировании этого качества огромную роль.

До свидания, уважаемые радиослушатели!

До новых встреч!

blog comments powered by Disqus