14 марта 2011 г.

Аудио / «Слово Губернатору»: о новых стандартах образования

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о проблеме, которая вызвала в нашем обществе большую дискуссию и полярные, подчас взаимоисключающие точки зрения. Речь идет о новых стандартах образования старшеклассников, которые недавно предложены к обсуждению Министерством образования и науки.

На встречах с молодежью, родителями, учителями, меня очень часто спрашивают о моей позиции по этому вопросу. Сразу скажу, что я против того, чтобы безоглядно ломать существующую систему образования.

Справедливости ради надо сказать, что введение новых стандартов это и не предполагает. Окончательно вступить в действие они должны только к 2020 году.

Но уже с 1 сентября этого, то есть 2011 года обучение по новым стандартам начнется в ПЕРВЫХ классах всех общеобразовательных учреждений области.

К сожалению, многие критики спорят не с самими положениями стандартов, а с различными слухами, мифами и страхами, которые возникли вокруг них.

Например, слух, что школьное образование станет платным, пришлось опровергать на высшем уровне – Президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву. На встрече с многодетными матерями в преддверии восьмого марта глава государства специально заявил, что в новом образовательном стандарте «нигде не говорится о том, что все факультативные предметы, возможности для творческого развития, кружки, секции или же направления творческого образования в специализированных школах будут платными. Мы таких решений не принимали, и принимать не будем» – сказал Президент.

Конечно, люди болезненно относятся к переменам в сфере образования, потому что такие перемены связаны с судьбой детей. Особенно болезненно родители реагируют на перемены в образовании старшеклассников. У взрослых возникают естественные опасения за будущее выпускников школ.

А к существующей системе ученики и их родители приспособились, приняли ее недостатки, научились отчасти использовать их, отчасти — обходить. Им гораздо удобнее сохранять существующее положение, не задумываясь, что мы можем проиграть стратегически.

Надо понимать, что, стандарт это ведь не просто набор знаний, с которыми ученик должен выходить из школы. Стандарт – это, по сути, договор между обществом, государством и семьей о том, каким все мы хотим видеть вышедшую из школы личность.

Считал и считаю, что образование – этот тот локомотив, который способен вывести Россию в мировые лидеры. Без современной системы образования невозможна ни инновационная экономика, ни развитое гражданское общество.

Но для того, чтобы решать эти задачи, система образования должна отвечать вызовам времени.

В ХХ веке наша страна сумела выстроить эффективную систему образования, обеспечившую лидерство по многим позициям.

И когда в 1957 году СССР запустил первый искусственный спутник Земли, президент США Джон Кеннеди поручил своей администрации найти главный источник этого достижения. Источник был найден: система всеобщего бесплатного среднего образования в СССР. В США в то время было даже открыто несколько национальных программ по изучению российской системы образования.

А американский журнал «Лайф» в 1964 году провел эксперимент: установил наблюдение за американским и российским школьниками. Вывод привел журналистов в ужас: наш мальчик Леша на два года опережал по своему интеллектуальному развитию и кругозору американца Стива!

Так что нам есть чем гордиться в истории отечественного образования. Все лучшее в нем, безусловно, должно быть сохранено.

Но что является действительно лучшим и требующим сохранения? Это вопрос дискуссионный. Ведь в двадцатом веке наша школа решала (и с успехом решила) совсем не такие проблемы, с которыми сталкивается общество сейчас.

Вспомним, что один из первых декретов советской власти назывался «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». От ликвидации безграмотности до первого спутника земли – большой путь, но это не значит, что мы должны на нем останавливаться!

Кстати, классно-урочная система обучения, которая господствует в наших школах, была придумана не нами, а чешским педагогом Яном Коменским еще в 17 (семнадцатом) веке. Существуют и другие методики. Например, в разных странах мира пользуется большой популярностью «проектная система». Она состоит в том, что ребенок должен учиться самостоятельно. Учитель может лишь задать школьнику нужное направление или помочь с выбором источников.

А, например, система французского педагога Селестена Френе предполагает отказ от оценок и даже учебников. Средство обучения здесь – подготовленные учеником тексты на свободную тему, которые потом обсуждаются на занятиях. Классы Френе созданы в ряде школ Москвы, Таганрога, Самары, Саратова.

Времена меняются. Общество идет вперед. Интенсивность информационных потоков возрастает. По некоторым оценкам, объем информации сейчас увеличивается каждые два года.

Множатся каналы распространения знаний. Теперь это не только книга или слово учителя. Но и средства массовой информации, а, главное, Интернет – неисчерпаемый источник информации совершенно разного рода, от самой полезной до просто категорически недопустимой.

Безусловно, в информационном потоке такой интенсивности подходы к образованию должны меняться. На первое место выходит способность ориентироваться в этом океане информации. Отделять важное от неважного. Планировать в соответствии с отобранной информацией свою деятельность.

Именно этот навык, с моей точки зрения, может формироваться в том случае, когда старшеклассник получит возможность из нескольких направлений выбрать самые важные для него предметы. Безусловно, это не отменяет необходимость критически подойти к предложенному списку направлений, но, не отрицает само право выбора.

Право выбирать делает школьника самостоятельнее. Заставляет более осознанно относиться к своему будущему. Часто слышал мнение, что современные школьники к этому еще не готовы. Категорически не согласен с такой позицией. Постоянные встречи с молодежью убедили меня, что современные молодые люди более самостоятельны, прагматичны. Более практично относится к жизни, чем старшее поколение, жившее в условиях гарантированной занятости и обязательного распределения после вуза.

Кроме того, как иначе научить ребенка самостоятельности, если не давать ему возможность самому принять решение? А родители, учителя могут выступить добрыми советчиками, консультантами, помочь ребенку в его выборе.

В соответствии с проектом стандарта выделяется шесть предметных групп, из которых ученик должен выбрать один-два предмета. В этом случае некоторые дисциплины, привычные для нашей школы, могут остаться без внимания ученика. В связи с этим можно услышать мнение, что развитие школьника будет однобоким.

Однако, как бы ни было это трудно признать, стремление поставить в равные условия все предметы может привести не к высокому уровню так называемого «общего развития» ученика, а скорее к его «общей недоразвитости», когда школьник пробежал по вершкам всех предметов, не усвоив толком ни одного.

Кроме того, в современных условиях количество знаний еще не показатель успешности образования. Важна их практическая ориентированность. Иначе наши выпускники будут выходить из школы, имея определенное представление об анатомии червяка или процессе устройства маятника, но мало представляя себе, как строить отношения с людьми, защищать свои права, иметь активную гражданскую позицию. Быть успешным, зарабатывать и получать заработанное, адаптироваться в природной и социальной среде.

Российские выпускники школ должны уметь сегодня не только писать, читать и считать. Они должны уметь размышлять, анализировать, прорабатывать тактику и стратегию решения задач, самостоятельно работать!

Задача в том, чтобы обеспечить ученику возможность по выбранным предметам получить качественные знания. И это требует не только совершенствования методик обучения, но и повышения качества преподавательских кадров.

Кроме того, такой подход повышает ответственность педагогов и за обучение в основной школе. Ведь по ее окончании ученик не только должен иметь базовые знания по всем предусмотренным школьной программой предметам, но и понимать, кем они хотят быть, какой предмет изучать более глубоко и, в итоге, какую профессию выбрать.

Большие споры вызвал набор обязательных предметов. Но давайте посмотрим на него беспристрастно. Речь ведь не идет о том, что теперь только эти предметы являются обязательными, а на остальные можно не обращать внимания. Все как раз наоборот. Именно осознанный выбор других предметов определит, возможно, в будущем судьбу школьника.

Обязательные предметы ориентированы на решение самых понятных для формирования современного гражданина вопросов. Необходимо заботиться о здоровье детей, что невозможно без физкультуры. Востребованность знаний в области основ безопасности жизнедеятельности подтверждают многочисленные техногенные и природные катастрофы, которыми, к сожалению, так насыщен наш индустриальный мир. А курс «Россия в мире» при должной реализации поможет детям узнать о своих правах и обязанностях, определить гражданскую позицию.

Совершенно согласен, что в этот перечень необходимо включить обязательное изучение государственного языка, без знания которого не только нельзя реализовать возможности, которые предоставляет образование, но просто невозможно реализовать себя как гражданина.

А такая форма обучения как индивидуальный проект – вообще предполагает формирование у школьника очень важных для современной экономики навыков.

Вообще проектный подход – важная часть современной экономики. Возьмем, к примеру, самые известные проекты нашего региона – социокультурный проект «Великий Устюг – Вотчина Деда Мороза», проект по созданию индустриального парка «Шексна», другие проекты. Поэтому прививать умение проектировать нужно еще в школе.

Другой вопрос, как эти идеи нового стандарта будут реализованы. И готовы ли сами педагоги к самостоятельному выбору ученика. Есть ли методики углубленного изучения предметов в старшей школе и многие другие проблемы.

Вот эти вопросы нам и необходимо решить в процессе модернизации образования. Введение новых стандартов – только часть ее. Органичной частью реформы остаются и те цели, которые мы поставили в развитии образования в нашем регионе: реализация нашего областного проекта «Цифровая школа 21 века», сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала.

Вся наша работа должна служить одной, главной цели – растить здоровое, образованное, культурное, поколение. Поколение духовно богатых, целеустремленных и успешных людей, действительно способных вести Россию вперед!

До свидания, уважаемые радиослушатели!

До новых встреч!

blog comments powered by Disqus